Разборка ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008





Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 17» и «на 19», головки сменные «на 10», «на 13», «на 17» и «на 19», ключи для болтов с внутренним шестигранником «на 5» и «на 10», вороток, пассатижи, отвертка, набор плоских щупов, микрометры (с пределами измерений 0–25, 25–50 и 75–100 мм), нутромер, индикатор часового типа с индикаторной стойкой, динамометрический ключ, съемник для снятия масляного фильтра.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель довольно тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.


1. Снимите силовой агрегат с автомобиля и коробку передач с двигателя (см. «Снятие и установка двигателя»).

2. Снимите с маховика сцепление (см. «Снятие и установка сцепления»).

3. Отверните гайку болта нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и снимите с болта пружинную и плоскую шайбы.

4. Ослабьте гайку крепления генератора к натяжной планке.

5. Отверните гайку крепления натяжной планки генератора к шпильке головки блока цилиндров.

6. Снимите рым со шпильки и натяжную планку. Установите рым на шпильку и навинтите гайку (рым понадобится для снятия двигателя с подрамника).

7. Снимите ремень привода генератора со шкивов генератора и коленчатого вала двигателя.

8. Выньте болт нижнего крепления генератора к передней опоре двигателя и снимите генератор вместе с натяжной планкой.

9. Выньте маслоизмерительный щуп из отверстия блока цилиндров.

10. Ослабьте затяжку хомутов шланга системы вентиляции картера двигателя и снимите шланг.

11. Ослабьте затяжку хомута крепления соединительного шланга на выпускном патрубке головки блока цилиндров и снимите с патрубка шланг вместе с термостатом.

12. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования к корпусу привода вспомогательных агрегатов.

13. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания и снимите датчик момента искрообразования с корпуса привода.

14. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от впускной трубы шланги вакуумного усилителя и подогрева впускной трубы.

15. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг малой ветви вентиляции картера со штуцера крышки головки блока цилиндров.

16. Ослабьте затяжку хомута топливного шланга (от топливного насоса к карбюратору) и снимите его с нагнетательного штуцера топливного насоса.

17. Отверните две гайки крепления топливного насоса и снимите топливный насос со шпилек корпуса привода.

18. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов и снимите корпус привода со шпилек головки блока цилиндров.

19. Выверните два болта крепления кронштейна приемной трубы (под болтами установлены пружинные шайбы).

20. Отверните четыре гайки крепления фланцев приемной трубы глушителя к шпилькам головки блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и снимите приемную трубу с кронштейном и шлангом подачи теплого воздуха в воздушный фильтр.

21. Выверните два болта крепления фланца подводящей трубы водяного насоса.

22. Выверните болт крепления кронштейна подводящей трубы к блоку цилиндров и снимите подводящую трубу водяного насоса со шлангами и термостатом в сборе.

23. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг отопителя с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

24. Отсоедините от штуцера карбюратора шланг вакуумного регулятора опережения зажигания.

25. Отверните три гайки крепления впускной трубы к головке блока цилиндров (под гайками установлены плоские шайбы) и снимите впускную трубу в сборе с карбюратором.

26. Закрепите стропы подъемного механизма за рымы двигателя. Приподнимите двигатель, натянув стропы. Отверните гайку болта крепления передней опоры двигателя к кронштейну подрамника, снимите пружинную и плоскую шайбы и выньте болт с плоской шайбой.

27. Отверните гайку болта крепления задней опоры двигателя к подрамнику, снимите пружинную и плоскую шайбы и выньте болт с плоской шайбой. Снимите двигатель с подрамника.

28. Установите двигатель на устойчивую подставку или стенд для разборки и сборки. Отверните три болта крепления передней опоры двигателя к блоку цилиндров и снимите опору.

29. Снимите масляный фильтр (рекомендуем пользоваться специальным съемником).

30. Выверните три болта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала и снимите ее.

31. Отверните гайку крепления натяжного ролика.

32. Выверните болт крепления шкива привода генератора от коленчатого вала, зафиксировав маховик от проворачивания (уприте отвертку в болт крепления картера сцепления к двигателю и в зубчатый венец маховика). Снимите болт крепления шкива с плоской шайбой.

33. Аккуратно подденьте отверткой (или монтажной лопаткой) шкив привода генератора и снимите его с переднего конца коленчатого вала.

34. Снимите зубчатый ремень привода распределительного вала со шкива коленчатого вала.

35. Снимите натяжной ролик со шпильки блока цилиндров.

36. Снимите дистанционное кольцо натяжного ролика.

37. Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания, уперев отвертку в шпильку крепления защитной крышки зубчатого ремня, и выверните болт крепления шкива. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, выньте шпонку шкива, если она неплотно сидит в пазу вала.

38. Отверните гайку и...

39. ...четыре болта крепления задней крышки (тремя из них прикреплен водяной насос к блоку цилиндров) и снимите заднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала.

40. Вставьте отвертку между фланцем корпуса насоса и блоком, сдвиньте насос с посадочного места.

41. Снимите насос и прокладку (показана стрелкой).

42. Отверните две гайки крепления крышки головки блока цилиндров, снимите плоские шайбы и резиновые втулки и снимите крышку головки блока цилиндров.

43. Выверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров с помощью сменной головки, ключа для болтов с внутренним шестигранником и динамометрического ключа (так как момент затяжки болтов составляет около 80 Н·м или 8 кгс·м).

44. С помощью отвертки отделите головку от блока и снимите головку блока цилиндров.

45. Снимите прокладку головки блока цилиндров.

46. Выверните одиннадцать болтов крепления масляного картера двигателя.

47. С помощью отвертки отделите масляный картер от блока цилиндров и снимите картер и его прокладку.

48. Выверните три болта крепления приемника масляного насоса (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и снимите приемник.

49. Снимите уплотнительное кольцо с приемника масляного насоса.

50. Отверните четыре гайки крепления нижних крышек шатунов (по две на каждой крышке).

51. Снимите крышки шатунных подшипников. Если демонтаж крышек затруднен, предварительно строньте их несильными ударами молотка.


ПРИМЕЧАНИЕ

Если номера цилиндров на крышках не видны, нанесите метки (кернением или краской).


52. Снимите вкладыши шатунных подшипников с шеек коленчатого вала.


ПРИМЕЧАНИЕ

Если не планируется замена вкладышей, промаркируйте их с нерабочей стороны, чтобы установить на прежние места.


53. Аккуратно протолкните шатуны в цилиндры так, чтобы шатуны не задевали за стенки цилиндров, иначе зеркало цилиндров можно повредить, и выньте поршни с шатунами в сборе из цилиндров.


ПРИМЕЧАНИЕ

Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке. На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.


54. Подденьте отвертками зубчатый шкив коленчатого вала и снимите его с переднего конца коленчатого вала.

55. Выньте шпонку крепления зубчатого шкива из канавки переднего конца коленчатого вала.

56. Выверните шесть болтов крепления масляного насоса...

57. ...подденьте его отверткой, отделите насос от блока цилиндров и снимите насос в сборе с переднего конца коленчатого вала.

58. Зафиксируйте маховик от проворачивания, выверните шесть болтов его крепления и...

59. ...снимите стопорную шайбу болтов.

60. Снимите маховик с заднего фланца коленчатого вала двигателя.


ПРИМЕЧАНИЕ

Обратите внимание: если установочная втулка осталась в маховике, сразу пометьте отверстие в коленчатом валу, в котором она была установлена. Устанавливайте ее в то же отверстие, иначе появится дисбаланс.


61. Выверните пять болтов и отверните две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

62. Подденьте держатель отверткой и снимите его с двигателя.

63. Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив в балансировочное отверстие его противовеса металлический стержень или штифт, и выверните болты крепления шестерен уравновешивающих валов.

64. Снимите болты вместе с плоскими шайбами.

65. Подденьте шестерни уравновешивающих валов двумя отвертками и снимите их с валов.

66. Выверните шесть болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (по два болта на каждой крышке) и...

67. ...снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши.

68. Выньте коленчатый вал из постелей блока цилиндров.

69. Снимите упорные полукольца коленчатого вала (на среднем коренном подшипнике коленчатого вала) и верхние вкладыши коренных подшипников.


ПРИМЕЧАНИЕ

Если не планируется замена вкладышей, промаркируйте их с нерабочей стороны, чтобы установить на прежние места.


70. Если это необходимо, выньте шпонки из пазов в задних концах уравновешивающих валов.

71. При необходимости замены задних подшипников уравновешивающих валов выверните болты крепления упорных пластин и снимите пластины.

72. Выбейте задние подшипники валов из гнезд блока цилиндров, ударяя по уравновешивающим валам через оправку из мягкого металла, и...

73. ...снимите задние подшипники уравновешивающих валов.

74. Если необходимо заменить передние подшипники, снимите уравновешивающие валы. Для этого снимите стопорные кольца задних подшипников с помощью специальных щипцов...

75. ...выньте уравновешивающие валы из блока цилиндров через гнезда задних подшипников...

76. ...выбейте заглушки передних концов уравновешивающих валов, снимите стопорные кольца и выпрессуйте передние подшипники с помощью оправки (бородка), прилагая усилие к наружным кольцам подшипников.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Без крайней необходимости (замена подшипников) не снимайте уравновешивающие валы.


77. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно разожмите замок верхнего компрессионного кольца и снимите его с поршня.

78. Таким же способом снимите нижнее компрессионное кольцо, маслосъемные кольца (верхнее и нижнее) и...

79. ...расширитель маслосъемных колец.

80. Если необходимо, с помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Учтите, что для сборки поршня с шатуном потребуется нагреть верхнюю головку шатуна до температуры 240 °С и будет нужна специальная оправка для установки поршневого пальца.


81. Выпрессуйте задний сальник коленчатого вала из держателя, подложив под держатель бруски, чтобы не повредить его. Очистите привалочную поверхность держателя к блоку цилиндров от остатков старого герметика.