Управление топливной системой Вольво С40




Система управления двигателем Fenix 5.1
Рис. 9.1. Система управления двигателем Fenix 5.1: 2/14 — системное реле двигателя; 3/1 — выключатель зажигания; 4/1 — блок системного управления двигателя Fenix 5.1; 6/13 — топливный насос; 7/15 — нагреваемый датчик кислорода (НО2S); 7/21 — датчик оборотов (RPM) бензинового двигателя;
7/22 — датчик абсолютного давления в коллекторе (датчик МАР); 7/23 — датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ);  7/24 — датчик температуры входного воздуха; 7/25 — датчик положения дроссельной заслонки; 7/26 — датчик детонации (KS); 7/27 — датчик положения распределительного вала; 8/2 — регулятор холостого хода (IAC); 8/6, 8/7, 8/8, 8/9 — форсунки; 8/12 — клапан продувки угольного фильтра (СР); 10/51 — предупредительная лампа температуры выхлопных газов; 11/2 — блок предохранителей в пассажирском салоне; 24/20 — 22-контактный разъем жгута пассажирского салона (С), жгут отсека двигателя (А) (серый); 24/23 — 22-контактный разъем жгута пассажирского салона; 24/27 — 12-контактный разъем жгута отсека двигателя
(А) — жгут модуля управления двигателем (ЕСМ); 24/33 — 4-контактный разъем жгута модуля управления двигателем (ЕСН) (В) (Q); 31/25 — контакт заземления под приборной панелью


БУ обеспечивает срабатывание главного реле системы 2/14 ( рис. 9.1), топливного насоса 6/13 и форсунок 8/6,8/7, 8/8, 8/9, получая сигналы со следующих датчиков:
— датчика частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя 7/21;
— датчика положения распределительного вала 7/27;
— датчика давления 7/22;
— датчика температуры воздуха 7/24;
— датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя 7/23;
— датчика положения дроссельной заслонки 7/25;
— кислородного датчика 7/15.
БУ обеспечивает срабатывание главного реле системы при включении зажигания. Одновременно включается топливный насос приблизительно на 1 с; этого времени достаточно для создания необходимого давления топлива. При проворачивании двигателя стартером датчики частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя и положения распределительного вала выдают соответствующие сигналы в БУ, который обеспечивает работу топливного насоса и открытие форсунок для впрыска топлива в момент, когда датчик частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя указывает нахождение в ВМТ.
Во время пуска БУ рассчитывает продолжительность впрыска на основе данных о температуре двигателя, давлении воздуха и частоты вращения двигателя.
После пуска двигателя продолжительность впрыска рассчитывается на основе данных о частоте вращения двигателя, напряжении аккумуляторной батареи, температуре двигателя и его нагрузке, полученных в результате оценки давления во впускном трубопроводе, температуры воздуха и открытия дроссельной заслонки. БУ одновременно устанавливает последовательный впрыск один раз за рабочий цикл, когда открыта соответствующая форсунка.
При расчете количества впрыскиваемого топлива предусмотрена также поправка на сигнал с кислородного датчика после достижения им рабочей температуры.
В БУ предусмотрены программы компенсации изменения напряжения аккумуляторной батареи, ускорения, полной нагрузки и прекращения подачи топлива во время торможения двигателем, наряду с наличием адаптивных функций, использующих информацию об оптимальном количестве впрыскиваемого топлива для различных условий движения.
Блок использует эту информацию для введения компенсационных поправок и допусков на износ компонентов системы, что позволяет снизить до минимума выброс токсичных газов и уменьшить время, затрачиваемое на проведение работ по обслуживанию и регулировке. Если детонация превышает предельное значение, количество впрыскиваемого топлива увеличивается и процесс сгорания проходит спокойнее. Для предотвращения повреждения двигателя впрыск топлива прекращается, если частота вращения превышает некоторое допустимое значение.
При включении компрессора кондиционера воздуха или включении передачи БУ сразу же увеличивает количество впрыскиваемого топлива для того, чтобы компенсировать повышение нагрузки и таким образом обеспечить неизменную частоту вращения холостого хода.