Замена вторичного вала Фольксваген Гольф 3




Разборку вторичного вала пятиступенчатой коробки передач типа 02А проводите в следующем порядке:

Детали вторичного вала
Рис. 5.86. Детали вторичного вала: 1 — картер сцепления; 2, 10 — наружная обойма конического подшипника; 3, 8 — внутренняя обойма конического подшипника; 4 — вторичный вал; 5 — шестерня 3-й передачи; 6 — стопорное кольцо; 7 — шестерня 4-й передачи; 9 — упорная шайба; 11 — регулировочная шайба; 12 — картер коробки передач; 13 — внутренняя обойма игольчатого подшипника; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шестерня 5-й передачи; 16 — блокирующее кольцо синхронизатора; 17 — пружинное кольцо; 18 — ступица синхронизатора 5-й передачи; 19 — муфта синхронизатора; 20 — шайба; 21 — болт, 40 Н·м


— при помощи стержней соответствующих диаметров спрессуйте из картера сцепления наружную обойму 2 ( рис. 5.86) конического подшипника в направлении снаружи во внутрь;
— снимите со вторичного вала 4 внутреннюю обойму 3 подшипника;
— снимите шестерню 4-й передачи вместе с внутренней обоймой 8 конического подшипника и обойму 13 игольчатого подшипника;
— снимите шестерню 3-й передачи;
— из картера коробки передач спрессуйте наружное кольцо 10 конического подшипника;
— снимите шестерню 5-й передачи и остальных деталей, как было описано в частичной разборке коробки передач;
— снимите со ступицы 18 синхронизатора муфту 19 и выньте пружинное кольцо 17 и блокирующее кольцо 16.
Проверка деталей вторичного вала предшествует сборке вторичного вала. После разборки все детали вторичного вала тщательно промойте, высушите их, продув сжатым воздухом, и внимательно осмотрите и произведите обмер ответственных сопрягаемых поверхностей.
На зубьях шестерен не должно быть сколов и забоин, поверхность эвольвенты зубьев должна быть ровной, без глубоких вмятин. На боковых поверхностях зубьев и торцах шестерен не должно быть задиров. Посадочные поверхности шестерен не должны иметь повреждений и износа, нарушающих центровку деталей.
Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев.
Проверьте степень износа и наличие повреждений у всех шестерен и синхронизаторов. Шестерни одной передачи заменяйте лишь в паре.
Проверьте состояние посадочных поясков вторичного вала, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.
Шлицы и канавки валов тоже не должны иметь вмятин, задиров и износа, чтобы обеспечить безлюфтовую посадку ступиц муфт синхронизаторов. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей без повреждений, замените вторичный вал новым.
Замените все уплотнительные стопорные кольца. Используйте новые болты, гайки и шайбы в случае, если их внешний вид неудовлетворителен.
Проверку деталей вторичного вала проводите в следующем порядке:
— закрепите вторичный вал в держателях токарного станка и проверьте индикатором биение вала;

Проверка износа блокирующего кольца синхронизатора 5-й передачи
Рис. 5.87. Проверка износа блокирующего кольца синхронизатора 5-й передачи: а — зазор, измеряется щупом


— уложите блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи на шестерню 5-й передачи и прижмите его. При помощи щупа измерьте зазор «а», ( рис. 5.87). Его номинальный размер составляет 1,1—1,7 мм. Максимальный износ блокирующего кольца допускается при величине зазора «а» равного 0,5 мм;
Сборку вторичного вала проводите в следующем порядке:
— установите на вторичный вал шестерню 3-й передачи. Фланец шестерни должен быть ориентирован в направлении шестерни 4-й передачи;
— установите на вал стопорное кольцо;
— установите на вал шестерню 4-й передачи. Фланец шестерни должен быть ориентирован в направлении шестерни 3-й передачи;
— при помощи куска трубы с наружным диаметром, равным диаметру внутренней обоймы, установите внутренние обоймы конических подшипников. Не допускается установка при помощи наружной обоймы подшипника;
— установите наружные обоймы 2 и 10 (см. рис. 5.86) подшипников;
— наружную обойму 10 конического подшипника сначала установите без регулировочной шайбы 11;
— вставьте вторичный вал в картер сцепления 1 и сверху наденьте картер 12 коробки передач. Болты, стягивающие картеры, затяните моментом 25 Н·м;

Измерение осевого зазора вторичного вала
Рис. 5.88. Измерение осевого зазора вторичного вала


— для измерения осевого зазора вторичного вала установите приспособление VW353 ( рис. 5.88). Проверните несколько раз вторичный вал, чтобы установились обоймы подшипников, а затем выставите начальное показание стрелочного индикатора на 1 мм;
— покачайте вторичный вал в направлении стрелки (см. рис. 5.88) и снимите показания прибора. По полученным значениям подберите регулировочную шайбу такой толщины, чтобы люфт вторичного вала составлял 0,01—0,09 мм. Предусмотрены регулировочные шайбы 45 различных толщин;
— снова извлеките вторичный вал, снимите наружную обойму конического подшипника, установите под обойму подобранную регулировочную шайбу и установите обойму подшипника;
— соедините картер коробки передач и картер сцепления и затяните болты крепления моментом 25 Н·м;

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если какая-нибудь деталь вторичного вала или картер сцепления или шестерни были заменены, необходимо отрегулировать осевой люфт вторичного вала.

— снова установите специальное приспособление VW353 и еще раз измерьте осевой люфт. Теперь его значение должно составлять 0,01—0,12 мм.
Замена первичного вала коробки передач типа 02А. Следует обратить внимание на то, что часть деталей была снята во время частичной разборки коробки передач.
Разборку первичного вала производите в следующем порядке:

Узлы и детали первичного вала
Рис. 5.89. Узлы и детали первичного вала: 1 — гайка, 30 Н·м; 2 — картер сцепления; 3 — регулировочная шайба; 4 — наружная обойма малого конического подшипника; 5 — внутренняя обойма малого конического подшипника; 6 — первичный вал; 7 — внутренняя обойма большого конического подшипника; 8 — кольцевое уплотнение; 9 — фланец большого конического подшипника; 10, 21, 31 — упорная шайба; 11 — шестерня 1-й передачи; 12 — игольчатый подшипник; 13, 16, 25, 29 — блокирующее кольцо синхронизатора; 14 — узел синхронизатора; 15 — стопорное пружинное кольцо; 17 — кольцо синхронизатора 2-й передачи (наружное); 18 — кольцо синхронизатора 2-й передачи (внутреннее); 19 — шестерня 2-й передачи; 20 — игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи; 22, 27, 34 — внутренняя обойма игольчатого подшипника; 23, 28, 32 — игольчатый подшипник; 24 — шестерня 3-й передачи; 26 — узел синхронизатора 3-й и 4-й передач; 30 — шестерня 4-й передачи; 33 — картер коробки передач; 35 — распорная втулка; 36 — шестерня 5-й передачи; 37 — шайба с фланцем; 38 — болт, 40 Н·м


— снимите упорную шайбу 31 ( рис. 5.89), шестерню 4-й передачи 30, игольчатый подшипник 28, а также блокирующее кольцо 29 синхронизатора 3-й и 4-й передач;

Снятие внутренней обоймы малого конического подшипника
Рис. 5.90. Снятие внутренней обоймы малого конического подшипника: А — прокладка из мягкого металла


— снимите узел 26 синхронизатора 3-й и 4-й передач вместе с внутренней обоймой 27 игольчатого подшипника. Для этого установите первичный вал в тисках ( рис. 5.90) и выдавите вал из ступицы синхронизатора;
— снимите блокирующее кольцо 25 (см. рис. 5.89) синхронизатора и шестерню 3-й передачи 24;
— снимите игольчатый подшипник 23, упорную шайбу 21 и игольчатый подшипник 20 вместе с шестерней 2-й передачи 19;
— снимите внутреннее 18 и наружное 17 кольца синхронизатора 2-й передачи и выньте стопорное пружинное кольцо 15;

Снятие узла синхронизатора 3-й и 4-й передач вместе с внутренней обоймой игольчатого подшипника
Рис. 5.91. Снятие узла синхронизатора 3-й и 4-й передач вместе с внутренней обоймой игольчатого подшипника


— снимите узел синхронизатора 3-й и 4-й передач вместе с внутренней обоймой 22 игольчатого подшипника ( рис. 5.91);
— снимите блокирующее кольцо 13 (см. рис. 5.89) синхронизатора, игольчатый подшипник 12 и шестерню 1-й передачи 11;

Снятие наружной обоймы малого конического подшипника с помощью оправки и съемника
Рис. 5.92. Снятие наружной обоймы малого конического подшипника с помощью оправки и съемника: А — оправка; В — съемник


— при помощи оправки и съемника снимите наружную обойму 4 малого конического подшипника из картера сцепления ( рис. 5.92);
— выньте из гнезда картера 2 (см. рис. 5.89) сцепления подшипник, регулировочную шайбу 3. Толщину этой шайбы нужно будет подобрать заново, если в результате замены деталей изменится натяг подшипников;
— при помощи съемника (см. рис. 5.90) снимите сначала с одного конца первичного вала внутреннюю обойму 5 (см.

Снятие внутренней обоймы большого конического подшипника
Рис. 5.93. Снятие внутренней обоймы большого конического подшипника: А — прокладка из мягкого металла

рис. 5.89) малого конического подшипника, а затем с другого конца первичного вала — внутреннюю обойму 7 большого конического подшипника ( рис. 5.93);
— наружная обойма большого конического подшипника зафиксирована во фланце 9 большого конического подшипника и заменять ее нужно всегда вместе с фланцем.
Проверку деталей первичного вала проводят после его разборки. Все детали первичного вала тщательно промойте, высушите их, продув сжатым воздухом, и внимательно осмотрите и произведите обмер ответственных сопрягаемых поверхностей.
На зубьях шестерен не должно быть сколов и забоин, поверхность эвольвенты зубьев должна быть ровной, без глубоких вмятин. На боковых поверхностях зубьев и торцах шестерен не должно быть задиров. Посадочные поверхности шестерен не должны иметь повреждений и износа, нарушающих центровку деталей.
Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев.
Проверьте степень износа и наличие повреждений у всех шестерен и синхронизаторов. Шестерни одной передачи заменяйте лишь в паре.
Проверьте состояние посадочных поясков первичного вала, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.
Шлицы и канавки первичного вала тоже не должны иметь вмятин, задиров и износа, чтобы обеспечить безлюфтовую посадку ступиц муфт синхронизаторов. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей без повреждений, замените первичный вал новым.
Замените все уплотнительные стопорные кольца. Используйте новые болты, гайки и шайбы в случае, если их внешний вид неудовлетворителен.
Проверку деталей первичного вала проводите следующим образом:

Проверка износа блокирующего кольца синхронизатора
Рис. 5.94. Проверка износа блокирующего кольца синхронизатора: а — зазор, измеряется щупом


— блокирующие кольца 13, 16, 25 и 29 синхронизаторов, каждое по очереди, проверьте на износ. Вложите каждое блокирующее кольцо синхронизатора в свою шестерню, прижмите его к шестерне и измерьте при помощи щупа зазор «а» ( рис. 5.94);
— номинальное значение зазора «а» составляет 1,0 — 1,7 мм. Предельно допустимая величина зазора «а» при максимальном износе блокирующего кольца равна 0,5 мм;

Проверка износа наружной части блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи
Рис. 5.97. Проверка износа наружной части блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи


— положите на конус шестерни 2-й передачи блокирующее кольцо синхронизатора наружной частью, прижмите его к шестерне и измерьте щупом зазор «а» ( рис. 5.97). Номинальное значение зазора «а» равно 1,2—1,8 мм, а предельно допустимое — 0,5 мм;

Проверка износа внутренней части блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи
Рис. 5.98. Проверка износа внутренней части блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи


— положите на конус шестерни 2-й передачи блокирующее кольцо синхронизатора внутренней частью, прижмите его к шестерне и измерьте зазор «а» ( рис. 5.98). Номинальное значение зазора «а» составляет 0,75—1,25 мм, предельно допустимая величина зазора «а», соответствующая максимальному износу блокирующего кольца, равна 0,3 мм.
Сборка первичного вала производится в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
— если начальное значение натяга подшипников первичного вала не изменилось либо уже отрегулировано, уложите регулировочную шайбу 3 (см. рис. 5.89) в гнездо картера сцепления и установите наружную обойму 4 малого конического подшипника при помощи приспособления VW407 ( рис. 5.99) и VW512 или куска трубы подходящего диаметра;

Установка наружной обоймы малого конического подшипника при помощи приспособлений VW407 и VW512
Рис. 5.99. Установка наружной обоймы малого конического подшипника при помощи приспособлений VW407 и VW512


Установка внутренней обоймы малого конического подшипника при помощи приспособлений VW402, VW409 и VW519
Рис. 5.100. Установка внутренней обоймы малого конического подшипника при помощи приспособлений VW402, VW409 и VW519


— при помощи приспособления VW409 ( рис. 5.100), VW519 и VW402 напрессуйте на один конец первичного вала внутреннюю обойму 5 (см. рис. 5.89) малого конического подшипника, а на другой конец — внутреннюю обойму 7 большого конического подшипника;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если величина зазора «а» меньше предельно допустимого значения, замените блокирующее кольцо синхронизатора и (или) шестерню.

Блокирующее кольцо синхронизатора 1-й передачи
Рис. 5.95. Блокирующее кольцо синхронизатора 1-й передачи



        ПРИМЕЧАНИЕ
Отличительной особенностью блокирующего кольца синхронизатора 1-й передачи являются три паза ( рис. 5.95 , стрелка) на месте одного отсутствующего зуба.

Блокирующее кольцо синхронизатора 2-й передачи
Рис. 5.96. Блокирующее кольцо синхронизатора 2-й передачи



        ПРИМЕЧАНИЕ
Отличительной особенностью блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи являются три выборки ( рис. 5.96 , стрелки).

— оба подшипника обильно смажьте;
— фланец 9 большого конического подшипника насадите на первичный вал шпильками вниз;
— насадите упорную шайбу 10. Фланец шайбы должен быть развернут к коническому подшипнику;

        ПРИМЕЧАНИЕ
Так как блокирующее кольцо синхронизатора 2-й передачи состоит из двух частей: внутренней и наружной, то для проверки износа проведите измерения зазора «а» вначале для наружной части, а затем для внутренней.

— игольчатый подшипник 12 обильно смажьте, наденьте на первичный вал, а затем установите на него шестерню 1-й передачи 11;
— наденьте на шестерню блокирующее кольцо 13 синхронизатора 1-й передачи;

Узел синхронизатора 1-й и 2-й передач
Рис. 5.101. Узел синхронизатора 1-й и 2-й передач: 1 — пружинное кольцо; 2 — муфта; 3 — ступица синхронизатора; 4 — сухарь


— соберите узел синхронизатора 1-й и 2-й передач ( рис. 5.101). Канавки под сухари должны быть установлены напротив пазов в муфте. Установите сухари и наденьте пружинное кольцо. Подогнутые концы пружинных колец должны быть установлены в пазы сухарей и разведены на 120°;

Узел синхронизатора 1-й и 2-й передач в сборе. Фланец указан стрелкой
Рис. 5.102. Узел синхронизатора 1-й и 2-й передач в сборе. Фланец указан стрелкой


Установка узла синхронизатора 1-й и 2-й передачи при помощи приспособлений VW402, VW412, VW415A, VW429 и VW447h
Рис. 5.103. Установка узла синхронизатора 1-й и 2-й передачи при помощи приспособлений VW402, VW412, VW415A, VW429 и VW447h


— установите собранный узел синхронизатора ( рис. 5.102) на первичный вал с помощью приспособлений ( рис. 5.103). Фланец (стрелка, см. рис. 5.102) и срезанные края зубьев должны быть обращены к шестерне 1-й передачи;
— широкий фланец должен находиться со стороны шестерни 1-й передачи;
— установите стопорное пружинное кольцо 15 (см. рис. 5.89);
— соедините наружную и внутреннюю части блокирующего кольца синхронизатора 2-й передачи и установите его на шестерню 2-й передачи;
— установите на первичный вал внутреннюю обойму 22 игольчатого подшипника;
— хорошо смажьте игольчатый подшипник 20, насадите на втулку подшипника, а затем установите на него шестерню 2-й передачи 19;
— установите упорную шайбу 21;
— игольчатый подшипник 23 обильно смажьте и установите на первичный вал;
— насадите шестерню 3-й передачи 24, а на конус шестерни установите блокирующее кольцо 25 синхронизатора;

Установка узла синхронизатора 3-й и 4-й передачи при помощи приспособлений VW401, VW402 и VW408а
Рис. 5.104. Установка узла синхронизатора 3-й и 4-й передачи при помощи приспособлений VW401, VW402 и VW408а


— соберите узел 26 синхронизатора 3—4-й передач и установите при помощи приспособлений ( рис. 5.104) на первичный вал;

Фаска шлицевого отверстия в ступице синхронизатора (стрелка)
Рис. 5.105. Фаска шлицевого отверстия в ступице синхронизатора (стрелка)


— узел синхронизатора 3—4-й передач должен быть установлен на валу таким образом, чтобы фаска ( рис. 5.105, стрелками) шлицевого отверстия в ступице синхронизатора была обращена к шестерне 4-й передачи;
— установите на вал блокирующее кольцо 29 (см. рис. 5.89) синхронизатора;
— установите на вал внутреннюю обойму 27 игольчатого подшипника. Обильно смажьте и наденьте на внутреннюю обойму игольчатый подшипник 28, а затем шестерню 4-й передачи 30 с упорной шайбой 31;
— установите игольчатый подшипник 32 в картер коробки передач и закерните его в трех местах;
— вставьте первичный вал, а также шпильки фланца подшипника в корпус сцепления. Насадите на шпильки новые уплотнительные кольца, а с другой стороны затяните гайки моментом 30 Н·м.
Замена вала шестерни заднего хода.
При замене вала шестерни заднего хода выполняйте следующие рекомендации:

Детали вала шестерни заднего хода
Рис. 5.106. Детали вала шестерни заднего хода: 1 — картер сцепления; 2 — радиально-упорный подшипник; 3 — скользящая шестерня заднего хода; 4 — стопорное кольцо; 5 — шестерня заднего хода; 6 — вал передачи заднего хода; 7 — шайба; 8 — игольчатый подшипник; 9 — кронштейн вала заднего хода


— радиально-упорный подшипник 2 ( рис. 5.106) и игольчатый подшипник 8 должны быть заменены после каждого снятия вала шестерни заднего хода. Подшипники снимают либо с помощью съемника, либо под прессом, а устанавливают с помощью оправок или отрезков труб подходящего диаметра;
— для снятия шестерни 5 заднего хода следует удалить стопорное кольцо 4. После установки шестерни 5 ее фланец должен находиться со стороны скользящей шестерни 3 заднего хода;
— вал передачи заднего хода снимается в сборе с вторичным и первичным валами коробки передач.
Замена дифференциала коробки передач типа 02А.

Узлы и детали дифференциала коробки передач типа 02А: 1 — сателлит; 2 — сепаратор; 3 — полуосевые шестерни; 4 — ось сателлитов; 5 — штифт; 6, 19 — внутренняя обойма конического подшипника; 7, 20 — наружная обойма конического подшипника; 8 — регулировочная шайба; 9 — картер коробки передач; 10, 3 — сальник выходного вала; 11 — выходной вал; 12 — болт; 13 — корпус дифференциала; 14 — ведомая шестерня главной передачи; 15 — стопорная шайба; 16 — гайка, 70 Н·м; 17 — корпус дифференциала с ведомой шестерней главной передачи; 18 — червячное колесо привода спидометра
Рис. 5.107. Узлы и детали дифференциала коробки передач типа 02А: 1 — сателлит; 2 — сепаратор; 3 — полуосевые шестерни; 4 — ось сателлитов; 5 — штифт; 6, 19 — внутренняя обойма конического подшипника; 7, 20 — наружная обойма конического подшипника; 8 — регулировочная шайба; 9 — картер коробки передач; 10, 3 — сальник выходного вала; 11 — выходной вал; 12 — болт; 13 — корпус дифференциала; 14 — ведомая шестерня главной передачи; 15 — стопорная шайба; 16 — гайка, 70 Н·м; 17 — корпус дифференциала с ведомой шестерней главной передачи; 18 — червячное колесо привода спидометра: 21 — картер сцепления


Детали дифференциала и главной передачи показаны на рис. 5.107.
Разборку дифференциала проводите в следующем порядке:
— выбейте установочный штифт 5 из корпуса дифференциала 13;
— осторожно выбейте ось 4 сателлитов;
— извлеките корончатые сателлиты 1 и пластмассовый сепаратор 2;
— снимите червячное колесо 18 привода спидометра;
— с помощью двуплечего съемника спрессуйте подшипники дифференциала;

Высверливание заклепок крепления ведомой шестерни главной передачи
Рис. 5.108. Высверливание заклепок крепления ведомой шестерни главной передачи


— высверлите заклепки крепления ведомой шестерни 14 главной передачи к корпусу 13 дифференциала 12-миллиметровым сверлом ( рис. 5.108) и выбейте шестерню.
Проверка состояния деталей дифференциала.
Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и соприкасающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала.
Проверьте состояние посадочных поясков для подшипников на коробке дифференциала. При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных — замените детали новыми.
Сборка дифференциала производится в следующем порядке:
— нагрейте новые подшипники дифференциала до температуры 100 °С и напрессуйте их с помощью подходящего отрезка трубы в корпус дифференциала. В это же время вторым отрезком трубы следует подпереть корпус дифференциала с противоположной стороны;

        ПРИМЕЧАНИЕ
Перед сборкой дифференциала смажьте трансмиссионным маслом полуосевые шестерни и сателлиты.

— если была снята ведомая шестерня 14 (см. рис. 5.107) главной передачи, то перед ее установкой вверните в опорный фланец корпуса дифференциала, на противоположных местах два стержня (болта), которые будут направлять ведомую шестерню главной передачи во время ее установки;

Установка ведомой шестерни главной передачи на корпусе дифференциала
Рис. 5.109. Установка ведомой шестерни главной передачи на корпусе дифференциала


— нагрейте ведомую шестерню до 100 °С и установите на корпус 13 дифференциала ( рис. 5.109);
— для крепления ведомой шестерни главной передачи следует использовать новые специальные болты, гайки и стопорные шайбы (номер по каталогу запасных частей 171 498 088). После точной установки шестерни на корпус дифференциала затяните гайки моментом 70 Н·м;
— насадите полуосевые шестерни 3 (см. рис. 5.107) вместе с пластмассовым сепаратором 2 и с обеих сторон вставьте выходные валы 11;
— вставьте сателлиты 1 и поверните их посредством выходных валов так, чтобы отверстия сателлитов установились соосно с отверстием для оси сателлитов в корпусе дифференциала;
— осторожно вбейте ось 4 сателлитов, чтобы не повредить сепаратор;

Установка штифта, фиксирующего ось сателлитов
Рис. 5.110. Установка штифта, фиксирующего ось сателлитов


— совместите отверстие в оси сателлитов с отверстием для штифта в корпусе дифференциала и застопорите ось сателлитов, вставив установочный штифт 5. Заглубляйте штифт до тех пор, пока он не установится заподлицо с наружной поверхностью корпуса дифференциала ( рис. 5.110).

Регулировка коробки передач типа 02А
Регулировка первичного вала коробки передач типа 02А. Регулировка натяга подшипников первичного вала необходима в случае, если первичный вал вместе с ведомой шестерней главной передачи, картер сцепления или конические подшипники были заменены.
Регулировка первичного вала заключается в определении толщины регулировочной шайбы, расположенной под внешней обоймой переднего подшипника вала.
Определяют толщину регулировочной шайбы специальным приспособлением в следующей последовательности:
— вложите в гнездо под конический подшипник в картере сцепления 2 (см. рис. 5.89) регулировочную шайбу 3 толщиной 0,65 мм и запрессуйте в гнездо наружную обойму 4 малого конического подшипника;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При измерении осевого перемещения вала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерения.

— вставьте первичный вал 6, наверните гайки 1 на шпильки фланца 9 большого конического подшипника и затяните гайки моментом 30 Н·м;

Измерение осевого люфта первичного вала коробки передач типа 02А
Рис. 5.111. Измерение осевого люфта первичного вала коробки передач типа 02А


— установите удлинитель приспособления ( рис. 5.111) на картер сцепления и закрепите при помощи универсальной державки стрелочный индикатор с опорной оправкой. Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;
— перемещайте снизу вал вверх-вниз до упора и следите за показаниями индикатора, которые могут составлять около 0,30 мм;
— по формуле S = А + В + С подсчитайте толщину регулировочной шайбы малого конического подшипника, где:

        ПРИМЕЧАНИЕ
Величина предварительного натяга подшипника вала, равного 1 мм, согласно инструкции, получается, если к измеренному значению прибавить 0,20 мм.

S — толщина регулировочной шайбы, мм;
А — величина осевого перемещения вала (измеренное значение), мм;
В — величина предварительного натяга, мм;
С — толщина установочной шайбы (величина постоянная), мм.
Пример измерения выглядит следующим образом.
Пусть толщина установочной шайбы С = 0,65 мм, измеренный осевой зазор А = = 0,30 мм, величина предварительного натяга В = 0,20 мм. Следовательно, толщина регулировочной шайбы S = 0,65 + 0,30 + 0,20 = 1,15 мм;
— после определения толщины регулировочной шайбы снимите первичный вал и при помощи оправки и съемника (см. рис. 5.92) извлеките наружную обойму подшипника из картера сцепления;
— вложите в гнездо под подшипник регулировочную шайбу толщиной, равной вычисленной величине. Напрессуйте опять наружную обойму подшипника в гнездо и установите первичный вал.
Для регулирования натяга подшипника первичного вала предусмотрены регулировочные шайбы различной толщины (всего 45 размеров от 0,650 до 1,750 мм с шагом 0,05 мм), представленные в табл. 5.10.
Регулировку дифференциала коробки передач типа 02А проводите в следующем порядке:
— наружную обойму конического подшипника установите в картере коробки передач без регулировочной шайбы 8 (см. рис. 5.107) и осадите в корпус дифференциала;
— состыкуйте картер коробки передач и картер сцепления и затяните болты крепления картеров моментом 25 Н·м;

Определение начального натяга подшипников дифференциала
Рис. 5.112. Определение начального натяга подшипников дифференциала


— установите на коробке передач измерительное приспособление ( рис. 5.112);
— установите показание индикатора 1 мм. Покачайте корпус дифференциала вверх-вниз и снимите показания индикатора;
— необходимый начальный натяг подшипников определяется добавлением к измеренной величине постоянной величины в 0,40 мм.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во время проведения измерения дифференциал нельзя проворачивать, так как из-за этого полученные величины могут быть неправильными.

Полученная в результате сложения величина равна толщине регулировочной шайбы (прокладки).
Пример:
измеренная величина — 0,70 мм;
постоянная величина — 0,40 мм.
Следовательно, толщина регулировочной шайбы равна: 0,70 + 0,40 = 1,10 мм;
— снова снимите картер сцепления. Выбейте из картера коробки передач наружную обойму конического подшипника. Вложите в гнездо подшипника регулировочную шайбу необходимой толщины. В случае, если необходимый размер получается в результате сложения нескольких шайб, самая толстая из них должна укладываться первой. Предусмотрено 16 типоразмеров шайб (от 0,65 до 1,25 мм, с шагом 0,05 мм), что делает возможным подбор комплекта шайб необходимой толщины;
— запрессуйте наружную обойму конического подшипника, установите дифференциал, соедините болтами картеры коробки передач и сцепления. Если измерения были выполнены точно, натяг подшипников должен соответствовать требуемому.

Механизм выбора передач КПП типа 02А
В коробке переключения передач типа 02А обычные штоки переключения передач, установленные на КПП типа 085 и 020, заменены на две тросовые тяги. В результате этого уменьшились вибрации, передаваемые на рычаг переключения передач и в салон автомобиля. Кроме того, колебания силового агрегата не оказывают практически никакого влияния на механизм переключения передач и этот механизм не требует обслуживания.
Все места расположения поверхностей скольжения обработайте молибденовой смазкой.

Узлы и детали механизма выбора передач
Рис. 5.113. Узлы и детали механизма выбора передач: 1 — шток выбора передач; 2 — упорная шайба; 3 — направляющая втулка; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — корпус штока; 6 — болт; 7, 14, 16 — втулка; 8 — кожух; 9 — выключатель света фонарей заднего хода; 10 — кронштейн выключателя света фонарей заднего хода; 11 — болт; 12 — гайка; 13 — пробка; 15 — рычаг выбора передач; 17 — рычаг; 18 — шайба; 19 — гайка; 20 — болт крепления фиксатора


Разборка и сборка механизма выбора передач КПП типа 02А. Узлы и детали механизма выбора и переключения передач представлены на рис. 5.113 и 5.114.
Разборку механизма выбора передач проводите в следующем порядке:
— отверните болты 11 (см. рис. 5.113) крепления кронштейна 10 выключателя света фонарей заднего хода;
— отверните гайку 2 штока управления;
— снимите рычаг 15 выбора передач;
— выверните болт 20 крепления фиксатора;
— извлеките шток 1 механизма выбора передач;
— для снятия направляющей втулки 3 сломайте пластмассовый сепаратор и выньте втулку.
Сборку механизма выбора передач проводите в следующем порядке:
— установите новую направляющую втулку 3;
— установите уплотнительное кольцо 4;
— введите шток 1 механизма выбора передач и вверните болт зажима;
— кожух 8 установите так, чтобы лыска на зубцах шлицевой части подходила к рычагу выключения передач;

Вилки и штоки механизма выбора передач
Рис. 5.114. Вилки и штоки механизма выбора передач: 1 — упор вилки; 2 — цилиндрическая пружина; 3 — вилка включения заднего хода; 4 — рычаг включения передачи заднего хода; 5 — стопорное кольцо; 6 — распорные шайбы (в четырехступенчатой коробке передач); 7 — стопорное кольцо; 8 — шайба; 10 — держатель вилок 5-й передачи; 11 — поводок вилки включения; 12 — поводок вилки включения 3-й и 4-й передач; 13 — стопорное кольцо; 14, 18, 24 — ось вилки; 15 — вилка включения 5-й передачи; 16 — поводок вилки включения 1-й и 2-й передач; 17 — поводок вилки включения заднего хода; 19 — шариковый подшипник; 20 — обойма подшипника; 21 — вилка включения 3-й и 4-й передач; 22 — внутренняя обойма шарикового подшипника; 23 — вилка включения 1-й и 2-й передач



        ПРИМЕЧАНИЕ
Доступ к штокам и вилкам управления, показанным на рис. 5.114 , открывается после разъединения картеров сцепления и коробки передач.

— установите рычаг 15 выбора передач, а гайку его крепления затяните моментом 25 Н·м;
— установите кронштейн 10 выключателя света фонарей заднего хода.
Замена тросов механизма выбора передач

Тросовые тяги механизма выбора передач
Рис. 5.115. Тросовые тяги механизма выбора передач: 1, 16 — рычаг выбора передачи; 2 — пригнанный болт; 3 — гайка, 15 Н·м; 4 — гайка, 10 Н·м; 5 — ось; 6, 10, 11, 12 — резиновая втулка; 7, 8 — трос выбора передач; 9 — гайка, 15 Н·м; 13 — зажим; 14 — болт с фланцем, 25 Н·м; 15 — элемент крепления наконечника троса; 17 — гайка, 25 Н·м; 18 — фиксатор; 19, 20 — резиновый чехол; 21 — болт, 15 Н·м; 22 — кронштейн тяг


Замену тросового привода механизма выбора передач можно выполнять, руководствуясь рис. 5.115.
При замене тросов выполняйте следующие рекомендации:
— трос 8 включения передач следует всегда устанавливать перед установкой троса 7 выбора передачи;
— зажимы 13 тяги всегда заменяйте на новые;
— резиновую втулку 6 следует выталкивать с помощью стержня;
— резиновые чехлы 19 и 20 осторожно надевайте на тросы 7 и 8;
— гайку 3 ослабляйте только в целях регулировки хода тросов;
— пригнанный болт 2 покройте перед установкой графитовой смазкой;
— гайку 4 всегда заменяйте на новую;
— для снятия рабочего цилиндра сцепления следует снять рычаг 1 переключения передачи, не отсоединяя при этом трос от рычага;

Сборка рычагов выбора передач
Рис. 5.116. Сборка рычагов выбора передач: 1, 2 — рычаг выбора передач


— при сборке оба рычага (выбора и включения передачи) механизма выбора передач установите, как показано на рис. 5.116;
— болт 14 (см. рис. 5.115) с фланцем служит для крепления троса 7 к рычагу выбора передач;
— резиновые втулки 11 и 12 надо вынимать и устанавливать с помощью оправки.
Если по какой-либо причине тросы были отсоединены, то после их подсоединения следует отрегулировать их длину. Для этого необходим установочный шаблон. Без шаблона длину тросов можно отрегулировать только методом проб и ошибок.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Для корректной регулировки привода передач необходимо, чтобы коробка передач, сцепление и привод сцепления были в порядке. Кроме этого элементы привода переключения передач должны находиться в безупречном состоянии.

Регулирование длины тросов при помощи шаблона проводите следующим образом:
— коробку передач переведите в нейтральное положение, стояночный тормоз затяните;
— отсоедините наконечник рычага коробки передач и снимите пыльник;

Крепление тросовых тяг к рычагам
Рис. 5.117. Крепление тросовых тяг к рычагам: 1 — болт; 2 — гайка


— ослабьте болт 1 ( рис. 5.117) и гайку 2 так, чтобы тросы могли свободно перемещаться в продольных отверстиях рычагов выбора передач;

Установочный шаблон для регулировки длины троса выбора
Рис. 5.118. Установочный шаблон для регулировки длины троса выбора: 1, 3 — болт; 2 — гайка


— внутри салона автомобиля ослабьте болт 1 ( рис. 5.118) и на рычаг выбора передач установите шаблон 3192;
— крепежный крюк шаблона зацепите за пластинку и затяните гайку 2;
— рычаг выбора передач передвиньте влево до упора (в направлении стрелки) и в этом положении пластину шаблона зафиксируйте болтом 3;
— теперь рычаг выбора передач передвиньте вправо до упора и затяните болт 1;

Установка клина 3192/1 и направляющего стержня для установки рычага выбора передач
Рис. 5.119. Установка клина 3192/1 и направляющего стержня для установки рычага выбора передач


— вставьте до упора клин 3192/1 ( рис. 5.119) между рычагом выбора передач и кронштейном выключателя света фонарей заднего хода. При этом рычаг не должен быть поднят вверх;
— в таком положении закрепите обе тросовые тяги к рычагам. Снимите клин с направляющим стержнем и установочный шаблон;
— закрепите пыльник рычага и установите наконечник на рычаг;
— включите по очереди все передачи и проверьте правильность работы механизма выбора передач.

Таблица 5.11 Неисправности коробки передач, их причины и методы устранения
Таблица 5.11 Неисправности коробки передач, их причины и методы устранения