Поршни и шатуны Фольксваген Пассат Б3




Снятие шатунно-поршневой группы выполняется в следующей последовательности:
– снимите головку блока цилиндров (см. подразд. 3.1.6), масляный поддон (см. подразд. 3.1.10) и масляный насос (см. подразд. 3.1.12);
– установите поршень цилиндра №1 в нижнюю мертвую точку (НМТ), повернув коленчатый вал. Нанесите метки на крышке шатунного подшипника и шатуне для последующей их правильной установки;

Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы
Рис. 3.31. Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы: 1 – коленчатый вал; 2 – вкладыш шатунного подшипника; 3 – болт крепления крышки шатуна; 4 – поршневой палец; 5 – маслосъемное кольцо; 6 – компрессионное кольцо; 7 – поршень; 8 – стопорное кольцо; 9 – втулка головки шатуна; 10 – шатун; 11 – крышка шатуна; 12 – гайка крепления крышки шатуна


– отверните гайки 12 ( рис. 3.31) крепления крышки шатуна и снимите крышку 11;
– проверьте пальцем наличие выработки в верхней части стенки цилиндра;
– вытолкините деревянной ручкой молотка поршень 7 с шатуном 10 в сборе;
– установите крышку 11 шатуна на шатун и заверните гайки 12 крепления крышки шатуна;
– снимите поршни с шатунами в сборе остальных цилиндров;
– нанесите метки взаимного положения поршней и шатунов. Приливы на шатуне и крышке при сборке должны быть направлены к передней части двигателя;
– выньте стопорные кольца 8 из канавок в отверстиях поршня, выдвиньте поршневой палец 4 и снимите шатун 10.
Очистка и дефектовка поршней и шатунов. Тщательно очистите поршни с шатунами от масла. Снимите поршневые кольца 5 и 6 (см. рис. 3.31) специальным съемником. Для снятия можно применить и старый щуп. Для этого сдвиньте поршневое кольцо к верхней части поршня, приподнимите один из его краев, вставить под него щуп и медленно обведите щупом вокруг поршня. Когда кольцо выйдет из своей канавки, снимите его вверх.
Очистите поршни от нагара. Прочистите канавки для поршневых колец обломком старого поршневого кольца. Промойте поршни и шатуны в бензине или керосине, вытрите их насухо.

Схема замера диаметра юбки поршня
Рис. 3.32. Схема замера диаметра юбки поршня: 1 – микрометр; 2 – поршень


Тщательно осмотрите каждый поршень. При наличии трещин на юбке или вокруг отверстий под поршневой палец поршень необходимо заменить. Измерьте диаметр юбки поршня микрометром на расстоянии 10 мм от ее нижней кромки в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец ( рис. 3.32). Значения диаметра поршней указаны в подразд. 3.1.1. Быстрый износ юбок поршней может быть вызван перегревом двигателя. В этом случае необходимо проверить системы охлаждения и смазки.
Нагар на боковой поверхности поршней указывает на прорыв газов в картер двигателя. Прогорание днища поршня или обгорание его краев указывают на то, что сгорание топлива происходило с детонацией, которая была следствием неправильной установки угла опережения зажигания.
Точечную коррозию поршня вызывает попадание охлаждающей жидкости в цилиндр в результате пробоя прокладки головки блока цилиндров.
Сборка и установка шатунно-поршневой группы выполняется в следующей последовательности:
– нагрейте поршень 7 (см. рис. 3.31) в горячей воде (50–80 °C); установите в поршень шатун 10; проверьте, что прилив на шатуне и стрелка на поршне направлены в одну сторону; вставьте поршневой палец 4 и установите стопорные кольца 8;

Замер бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня
Рис. 3.33. Замер бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня


– проверьте боковой зазор между кольцом и канавкой поршня ( рис. 3.33). Если зазор не соответствует требуемому (см. подразд. 3.1.1), кольцо или поршень необходимо заменить;

Опиливание концов поршневых колец
Рис. 3.34. Опиливание концов поршневых колец


– проверьте зазор в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и утопите его вниз на 15 мм с помощью поршня. Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает требуемый (см. подразд. 3.1.1), то кольцо необходимо заменить. Если зазор в замке меньше требуемого, то можно опилить концы кольца с помощью напильника, зажатого в тисках, как показано на рис. 3.34;
– установите новые поршневые кольца 5 и 6 (см. рис. 3.31) на поршни 7 с помощью специального съемника. При установке надпись «ТОР» на кольце должна быть направлена к днищу поршня. Кольца можно установить и с помощью щупа, при этом установку начинайте с нижнего маслосъемного кольца;
– установите вкладыши 2 в шатун 10 и крышку 11 шатуна так, чтобы выступы вкладышей вошли в пазы шатуна и крышки;
– проверните коленчатый вал в положение, соответствующее НМТ поршня цилиндра № 1;
– поверните кольца на поршне таким образом, чтобы их замки находились под углом 120° друг к другу;
– смажьте свежим моторным маслом стенки цилиндра № 1, поршень с установленными соответствующим образом поршневыми кольцами, вкладыши 2 шатунного подшипника и соответствующую шатунную шейку коленчатого вала;

Установка поршня с шатуном в сборе в цилиндр
Рис. 3.35. Установка поршня с шатуном в сборе в цилиндр: 1 – блок цилиндров; 2 – приспособление для сжатия поршневых колец; 3 – поршень


– установите поршень в цилиндр с помощью деревянной рукоятки молотка, сжимая поршневые кольца специальным приспособлением ( рис. 3.35). Стрелка на поршне должна быть направлена в сторону передней части двигателя;
– установите крышку 11 (см. рис. 3.31) в соответствии с метками на ней и шатуне, затяните гайки 12 крепления крышки моментом 30 Н·м, затем доверните гайки на 90°;
– определите осевой люфт нижней головки шатуна с помощью щупа (см. подразд. 3.1.1);
– проверните коленчатый вал и проверьте плавность хода установленного поршня;
– установите оставшиеся поршни с шатунами;
– установите масляный насос (см. подразд. 3.1.12), масляный поддон (см. подразд. 3.1.10) и головку блока цилиндров (см. подразд. 3.1.6).