Общие сведения Фольксваген Пассат Б3




Автоматическая трансмиссия и главная передача размещены в едином картере, отлитом из алюминиевого сплава. Весь агрегат носит название «коробка передач в сборе с главной передачей и дифференциалом» или «трансмиссия». Автоматическая трансмиссия VW 096 имеет четыре скорости и скорость заднего хода. Переключение передач в автоматической трансмиссии электронное. К преимуществам автоматической трансмиссии традиционно относят, прежде всего, более быстрое и своевременное переключение передач. Передача крутящего момента от трансмиссии на передние ведущие колеса осуществляется через полуоси и шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Трансмиссию в сборе можно демонтировать и устанавливать на автомобиль без демонтажа двигателя. Возможен вариант снятия коробки после демонтажа силового агрегата в сборе.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если вы не обладаете достаточным на то опытом или специальным оборудованием для проведения некоторых операций, ремонт автоматической коробки передач лучше предоставить специалистам специализированной станции технического обслуживания.

При разборке механизма трансмиссии необходимо соблюдать чистоту и быть внимательным к каждой мелочи.
Перед началом каждой операции убедитесь в наличии необходимого для ее проведения инструмента, особенно, при выполнении операций, требующих применения метрологических средств.
Автоматическая трансмиссия и главная передача являются надежными агрегатами, и при соблюдении условий правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании их ремонт и, соответственно, разборка не требуются.

Автоматическая трансмиссия типа 096
Рис. 8.63. Автоматическая трансмиссия типа 096: 1 – гидротрансформатор; 2, 4 – фланец ведущей шестерни; 3 – ведомая шестерня главной передачи; 5 – планетарная передача; 6 – охладитель трансмиссионной жидкости


Устройство автоматической коробки передач (вид сзади) показано на рис. 8.63. Автоматическая трансмиссия и главная передача располагаются в разных отсеках внутри единого картера. Главная передача, для смазки которой используется гипоидное масло, полностью изолирована от автоматического механизма. Автоматическая трансмиссия смазывается исключительно трансмиссионной жидкостью, циркуляция которой обеспечивается насосом. При неработающем двигателе жидкость насосом не прокачивается.

Автоматическая трансмиссия типа 096
У автоматической трансмиссии типа 096  четыре передние передачи и электронное управление. Крутящий момент от двигателя передается трансмиссии через гидротрансформатор, который представляет собой гидромуфту, обеспечивающую усиление крутящего момента, вследствие чего достигается лучший разгон автомобиля с места или при движении с малой скоростью.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Буксировка автомобиля «Фольксваген» с неисправной автоматической трансмиссией в условиях, когда передние колеса автомобиля находятся в контакте с дорогой, может привести к разрушению трансмиссии из-за возможного отсутствия в ней смазки.

Еще одна особенность автоматической трансмиссии — наличие платы самодиагностики у блока электронного управления. Плата самодиагностики обеспечивает отслеживание нормальных параметров работы трансмиссии, обнаруживает параметры, выходящие за рамки установленных пределов и другие отказы, а также заносит в память обнаруженные отказы и хранит информацию для последующего просмотра. На специализированных станциях технического обслуживания для считывания содержащейся в памяти информации об отказах применяется специальное электронное оборудование.

Гидротрансформатор
Гидротрансформатор представляет собой гидравлическое сцепление. Двигатель приводит во вращение изогнутые лопасти крыльчатки насоса, расположенного внутри корпуса. При вращении лопастей создается поток трансмиссионной жидкости, который передает вращение на колесо турбины соединенное с планетарным механизмом трансмиссии.
Усиление крутящего момента обеспечивается центральной системой лопастей внутри гидротрансформатора — реактором. Реактор установлен на муфте свободного хода. Изогнутые по профилю лопасти реактора перенаправляют поток жидкости от крыльчатки в различные участки турбины. При более высоких скоростях вращения, когда различие скоростей вращения насоса и турбины невелико, реактор вращается свободно и усиление крутящего момента прекращается.

Планетарная передача
Работа трансмиссии основывается на принципах гидромеханики. Без вспомогательных средств гидротрансформатор не может обеспечить усиление крутящего момента, необходимого для всех дорожных условий. Передача крутящего момента от двигателя обеспечивается планетарной передачей, передающей вращение при различных передаточных числах.

Шестерни автоматической коробки передач
Рис. 8.64. Шестерни автоматической коробки передач: 1 – картер коробки передач; 2 – основание планетарной шестерни; 3 – ведущий; 4 – ведомый диск; 5 – механизм свободного хода; 6 – солнечная шестерня; 7 – приводной корпус; 8 – привод солнечной шестерни; 9 – приводная шестерня; 10 – сцепление 3-й/4-й передачи; 11 – сцепление 1-й/3-й передачи; 12 – сцепление заднего хода; 13 – ведомый диск; 14 – ведущий диск; 15 – преобразователь


Трансмиссионная жидкость, находящаяся под давлением, включает и отключает ряд гидросцеплений 10 ( рис. 8.64) и тормозов в планетарной передаче, чем достигается изменение передаточного числа. Давление жидкости в системе поддерживается насосом, а направление потока жидкости, воздействующего на различные муфты и тормозные устройства, осуществляется с помощью блока клапанов.

Блок клапанов

Элементы управления коробкой передач
Рис. 8.65. Элементы управления коробкой передач: 1 – указатель выбора передач; 2 – поворотная ручка; 3 – выключатель; 4 – электронный блок управления; 5 – блок клапанов; 6 – лампа указателя передач; 7 – электромагнитный клапан; 8 – датчик скорости; 9 – картер коробки передач; 10 – многофункциональный выключатель; 11 – стояночный тормоз; 12 – сапун; 13 – указатель уровня масла (щуп); 14 крышка; 15 – направляющая указателя уровня масла; 16 – масляный поддон; 17 – масляный насос


Переключение передач осуществляется рычагом селектора, приводимым в действие водителем. Рычаг механически связан с блоком клапанов 5 ( рис. 8.65) и приводит в действие клапан ручного привода. Клапан ручного привода осуществляет непосредственное переключение передач. Кроме того, переключение передач производится с помощью электронного блока.

Электронный блок управления
Электронный блок управляет работой трансмиссии в зависимости от условий движения и обеспечивает более высокую маневренность автомобиля. Поток трансмиссионной жидкости и ее давление регулируются с помощью семи электромагнитных клапанов. Электронный блок управления, установленный под задним сиденьем, включает обмотки электромагнитных клапанов, выбирает передаточное число и смещает момент переключения в ответ на такие входные данные, как скорость автомобиля и нагрузка двигателя.
Электронный блок управления может работать в соответствии с двумя различными программами, в зависимости от выбора водителем режимов Sport или Economy. В режиме Sport момент переключения передачи смещается таким образом, что включение следующей, повышенной, передачи задерживается, вследствие чего возрастает крутящий момент, улучшаются динамика разгона и маневренность автомобиля. Режим Economy запрограммирован так, что включение следующей, повышенной, передачи происходит немедленно, в соответствии с условиями езды, вследствие чего повышается экономичность.
При отсутствии управления от электронного блока трансмиссия переходит в режим, управляемый клапаном ручного привода, расположенным в блоке клапанов (режим limp-home). Имеется возможность включения 1-й передачи или заднего хода (положение Revers). При любом другом положении Drive гидравлический механизм включает только 3-ю передачу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Электронный блок управления подлежит обязательному перепрограммированию в том случае, если производились замена или регулировка дроссельной заслонки, потенциометра дроссельной заслонки, троса привода дроссельной заслонки, а также замена двигателя или самого электронного блока управления трансмиссией.

Главная передача
Главная передача состоит из вала отбора мощности, приводимого во вращение зубьями наружных шестерен планетарной передачи, и дифференциала с ведомой шестерней, передающего крутящий момент на полуоси. Дифференциал обеспечивает вращение передних ведущих колес с разными скоростями, что необходимо при повороте автомобиля, когда колеса проходят разные расстояния.

Маркировка трансмиссии и агрегатов

Буквенные коды и дата изготовления автоматической трансмиссии (1) код ACD и числовое обозначение 03059, соответствующее дате изготовления
Рис. 8.66. Буквенные коды и дата изготовления автоматической трансмиссии (1) код ACD и числовое обозначение 03059, соответствующее дате изготовления: 3-го числа (03) 5-го месяца (05) 1989 года (9)


На картер автоматической трансмиссии наносятся номер и дата изготовления. Варианты исполнения трансмиссии и гидротрансформатора указываются буквенными обозначениями. Буквенные коды и дата изготовления наносятся в верхней части картера ( рис. 8.66).

Буквенный код, нанесеный на кожух гидротрансформатора
Рис. 8.67. Буквенный код, нанесеный на кожух гидротрансформатора


Гидротрансформатор маркируется буквенными кодами ( рис. 8.67). Эти коды также наносятся штампованием на картер трансмиссии ( рис. 8.68).

Буквенный код, нанесенный на картер трансмиссии
Рис. 8.68. Буквенный код, нанесенный на картер трансмиссии