Ремонт стартера своими руками


 


Казалось бы проще всего снять и выкинуть неисправный стартер, установив вместо него новый. Однако этот вариант далеко не каждому по карману, ведь стоимость у него не шуточная. Так, например, цена на самый дешёвый изготовленный в Китае стартер, на автомобильном рынке равна порядка 55$. Стоимость достаточно высокая, а кому-то и вовсе не посильная. Гарантию на вновь приобретённый стартер дают на два, максимум три месяца.

К тому же если ещё и нет твёрдой уверенности у вас в том, что дело именно в исправности втулок или щеток крышки, то потратить такую сумму достаточно сложно. А вдруг и в самом деле на ремонт придётся потратить сущие копейки в сравнении со стоимостью нового?

Однако имеются причины, наличие которых сразу говорят о необходимости замены старого стартера. К ним можно отнести следующие:

  • Пробег автомобиля со старым стартером превышает 100 тысяч км и в ваших ближайших планах не числится продажа его. Больше того, имеется насущная потребность в постоянной эксплуатации автомобиля, в непосредственной близости нет автомагазинов или авто рынков, где бы можно было быстро приобрести необходимые запчасти.
  • Машина вам необходима каждый день на всём его протяжении.

И в одном, и во втором случае затраты времени на ремонт старого стартера могут обернуться большими убытками тогда как на замену его на новый много времени не понадобиться. При этом снятый стартер можно спокойно отдавать в ремонт или отремонтировать самостоятельно, чтобы иметь запас на всякий пожарный случай.

Далее приводится перечень симптомов, возникновение которых говорит о необходимости ремонта стартера. Чтобы было удобно усваивать информации разобьём её на пункты:

1. Вы повернули ключ в замке зажигания до позиции "стартер", а характерного щелчка, производимого при срабатывании реле, нет и стартер не начинает "крутить". В качестве возможной причины спровоцировавшей неисправность можно назвать неисправность втягивающего реле стартера.

Однако, чтобы это утверждать необходимо выполнить следующие действия:

  • получить подтверждение исправности аккумуляторной батареи;
  • произвести ревизию его клемм и выполнить их чистку в случае обнаружения следов окисления;
  • удостовериться в том, что провод "массы" как на кузове, так и на корпусе двигателя качественно закручены и находятся в рабочем состоянии;
  • проверить поступают ли 12 V от аккумулятора на контакт, управляющий втягивающим реле. Выяснить это можно используя мультиметр или контрольную лампочку на 12 V.

Если аккумуляторная батарея находится в рабочем состоянии, а питание до стартера не доходит, то причина скорее всего кроется в замке зажигания. Если же и с его контактов выходит 12 V, то необходимо разбираться с работоспособностью втягивающего реле (тяговые реле).

2. В момент поворота ключа слышится щелчок из моторного отсека, однако стартер по-прежнему "не крутит". Тут причин тут может быть несколько:

  • неисправность во втягивающем реле;
  • неисправность щёток или их залегание;
  • наличие износа на поверхности коллектора якоря.

Но и в этом случае первоначально начинать надо с состояния аккумулятора, а также проводов от него до стартера. Помимо этого надо произвести проверку состояния клемм и качества их затяжки на стартере (постоянный плюс, а также управляющий контакт, расположенный на реле).

3. Вращение стартера происходит с ощутимым трудом. В этом случае возможными причинами могут быть следующие:

  • износились втулки стартера;
  • произошло загрязнение якорного коллектора;
  • оборвалась или замкнулась обмотка якоря;
  • износились щётки.

4. Имеет место вращение стартера, однако маховик неподвижен. Это может быть последствием неисправности бендикса (шестерня привода) или излома вилки привода.

5. Осуществляется вращение стартера, но не происходит движения маховика, при этом из подкапотного пространства (оттуда где расположен кожух КПП) раздаётся треск или визг. Причина - неисправность заключается либо в бендиксе, либо в износе зубьев на венце маховика.

6. Не происходит остановки стартера после того, как запустился двигатель или он включается в процессе движения автомобиля. Следует искать причину во втягивающем реле, не происходит выхода из зацепления бендикса (шестерня привода) с маховиком. Но также причина может находиться и в замке зажигания.

Приобретение необходимых запчастей

Это достаточно ответственный вопрос, и дело тут в том, что имеется несколько разновидностей стартеров, устанавливаемых на автомобили Daewoo. Определить какая именно модель установлена, ограничившись поверхностным осмотром под силу только мастеру, специализацией которого является ремонт стартеров. И конечно же приобретение каких-либо запчастей заблаговременно невозможно. Поэтому делать все покупки только тогда, когда стартер будет снят и выполнены работы по его разборке и проверке.
 

Перечень необходимого инструмента.

Определиться с этим вопросом достаточно просто. Для того, чтобы быстро снять и благополучно выполнить на автомобиле Daewoo ремонт стартера вам нужно приготовить:

  • набор торцовых и накидных ключей начиная с 7 и заканчивая 15;
  • крестовую и плоскую отвёртки;
  • торцовую головку, желательно TORX Е5 (Е7);
  • слесарные пассатижи с раздвижными губками, которые среди водителей называются коброй или галочкой;
  • небольшой молоток;
  • старт-кабель (провод, с помощью которого можно осуществить "прикуривание" автомобиля);
  • мультиметр или любой другой измерительный прибор;
  • несколько урезанных ключей на 13. Для их изготовления достаточно с помощью болгарки из одного рожково-накидного ключа на 13, сделать два.

Для того чтобы выполнить эту работу обязательно использование какого-нибудь приспособления, позволяющего подлезть под днище автомобиля (эстакада, подъёмник или смотровая яма). Обусловлено это тем, что на Daewoo стартер располагается на задней стороне двигателя. Непосредственно над ним установлен впускной коллектором, что существенно усложняет процесс демонтажа или установки сверху.


Этапы выполнения этой операции


1. Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. При наличии защиты двигателя в нижней части двигателя, её необходимо демонтировать. Если этого не сделать то не будет возможности открутить крепёжные гайки, фиксирующие наконечники "плюсового" провода и управляющего. Наконечники надо отсоединить.

2. Следует открутить гайку на верхнем крепёжном болту стартера, используя торцовый ключ, имеющий удлинитель. Как правило, с помощью этой гайки выполняют крепление "массового" провода, после откручивания гайки, снимаем его. Теперь можно открутить специальный болт. Однако выполнять эту операцию снизу, достаточно сложно, а потому действовать приходиться практически на ощупь. Лучше всего попробовать его открутить, находясь сверху, так как из этого положения его видно, использовать при этом надо укороченный ключ 13. Нижний болт откручивается в последнюю очередь, после чего стартер можно снять. Сделав это следует внимательно рассмотреть состояние венца маховика. Желательно не полениться и выполнить прокрутку коленвала, используя болт шкива, для того, чтобы произвести осмотр состояния зубьев на протяжении всего диаметра маховика. При сильном износе зубьев, придётся подумать о том, чтобы заменить маховик.

3. Снятие стартера произведено. Перед тем, как производить разборку его необходимо как следует очистить от грязи, а также сделать метки "для себя" на корпусе втягивающего реле и на стартере. Это позволит облегчить и ускорить сборку для новичков.

4. Дальше, используя отвёртку пытаемся провернуть бендикс сначала по часовой стрелке, а потом и против. По хорошему осуществить поворот шестерни можно лишь в одну сторону. Если же она проворачивается и туда и сюда, то бендикс необходимо заменить.

5. Теперь необходимо внимательно проверить состояние передней втулки стартера. У вала якоря во втулке не должно быть никакого люфта. Если он был замечен, что происходит если втулка выбита в виде яйца, то эту втулку надлежит обязательно заменить. При этом надо помнить о необходимости парной замены втулок.

6. На следующем этапе, используя аккумулятор и провода для "прикуривания", производится первоначальная проверка стартера. Для этого надо подсоединить провода к клеммам аккумулятора, после чего минусовой провод цепляется на корпус стартера, а плюсовой - на управляющий контакт у втягивающего реле. При этом должно произойти выдвижение бендикса вперёд и должен раздаться щелчок. Когда этого не произошло, следует произвести замену втягивающего.

7. Следующим шагом будет подключение плюсового провода к контактному болту на втягивающем реле, расположенному снизу. Это должно заставить вращаться якорь стартера, а если нет, то необходимо продолжать разборку стартера дальше с целью отыскания причины, которых может быть не одна.

8. Производим откручивание гайки на нижнем контактном болте втягивающего реле. С помощью отвёртки или торцевой головки TORX Е5 откручиваем три, а на некоторых моделях стартера их только два, болта, фиксирующих втягивающее реле. После чего осуществляется снятие реле со стартера, при этом необходимо вывести хвостовик из его зацепления с вилкой.

9. Берём ключ на 10 и, чтобы отнять "носик" стартера от корпуса двигателя, откручиваем два болта. Используя ключ на 7 выполняем откручивание крепёжных болтов для задней крышки, после чего она снимается.

10. На этом этапе производим изъятие якоря из корпуса вкупе с щёточным узлом. Теперь щёточный узел необходимо снять и проверить. Размер щёток не должен быть меньше 7 мм, они должны двигаться в посадочных местах свободно и не заедая. У задних крышек щёток должна быть жёсткая фиксацию, достаточная для того, чтобы пружины не смогли их вытолкнуть.

11. Вилка снимается с бендикса и осматривается. При наличии на ней неравномерных следов износа или её поломке, она подлежит замене.

12. Снова концентрируем своё внимание на бендиксе. Если к нему нет замечаний по пункту 4, то следует проверить состояние его втулки на предмет её разбития. Необходимо проверить имеется люфт между бендиксом и валом якоря. Если он имеет место, то лучше произвести замену этого бендикса. Для этого необходимо на ограничительное кольцо надеть накидной ключ на 15, по нему ударить молотком, и используя отвёртку снять стопорное кольцо, а за ним без проблем снимется и бендикс.

13. Можно приступать к самому главному - проверке состояния якоря стартера и его исправности. По хорошему, эту работу надо выполнять в первую очередь, ведь если якорь вышел из строя, то всё остальное можно и не начинать делать. Дело тут в том, что стоимость якоря достаточно высока, и найти качественный достаточно трудно. А если учесть стоимость всех остальных, нуждающихся в замене деталей, то может быть проще купить новый стартер.

Тем не менее выполняем очистку якоря от грязи. Производим ревизию обмотки и коллектора якоря с целью определения мест со следами обугливания и подгорания. Желательно чтобы таких следов не было найдено. Используя мелкозернистую наждачную бумагу, производим зачистку коллектора якоря, с помощью острого предмета выполняем очистку канавок на коллекторе. Берём мультиметра и производим проверку обмотки якоря на наличие короткого замыкания. На стрелочных мультиметрах сопротивление должно стремиться к отметке бесконечность, тогда как на цифровых должна высвечиваться единица. Если было обнаружено короткое замыкание, сильный износ или следы подгорания на коллекторе якоря, он подлежит замене.

14. Убедившись в том, что с якорем всё нормально, продолжаем дальше. Теперь мультиметр используется для того, чтобы проверить цепи питания и втягивающее реле. При подключении щупов к втягивающему реле, если якорь реле принял выдвинутое состояние, тестером не должны издаваться никакие звуки. Наличие сигнала говорит о том, что произошла поломка контактов, в результате чего они самопроизвольно замкнулись (именно при этом стартер перестаёт выключаться после запуска двигателя или происходит его самопроизвольное срабатывание в процессе движения автомобиля). Сигнал должен появиться только после вдавливания якоря в реле. Если же сигнал не возникает, то реле придётся менять.

15. Производим замену втулок стартера. Втулки для стартера автомобилей Daewoo реализуются в состоянии готовности к установке, а потому нет необходимости проходить их с помощью развёртки после запрессовки. Втулка задней крышки вытягивается с помощью пассатижей. Запрессовку новой втулки производится посредством несильных ударов молотка, при этом необходимо подкладывать деревянный брусок. Демонтаж втулки "носика" стартера производится с помощью трубки надлежащего диаметра. Таким же способом запрессовывается новая втулка, при этом необходимо следить за тем, чтобы край втулки располагался на несколько миллиметров ниже чем верхушка передней крышки. После запрессовки втулок, в порядке очереди, надеваются крышки на вал якоря и производится проверка на предмет его вращения во втулках. Вращение якоря не должно быть затруднено.

16. Если осуществлялось снятие бендикса, то после того, как он будет установлен на якорь, придётся повозиться со стопорным кольцом. На вал якоря одевается бендикс, затем устанавливается ограничительное кольцо, в заключение ставим стопорное. После попадания стопорного кольца в специальные проточки на валу, можно приступить к натягиванию ограничительного кольца. Выполнение этой процедуры требует терпения и определённых навыков.

17. Теперь всё проверено и заменено. Перед началом сборки стартера, его корпус необходимо очистить от грязи. Вилка одевается на бендикс, и вся эта конструкция вставляется в переднюю крышку. Вилка подпирается с помощью резинового буфера, после чего одевается корпус. Следует обратить внимание на то, что должен произойти зацеп хвостовика реле с вилкой. На поверхность реле, прилегающую к крышке стартера, желательно нанести силиконовый герметик. Производим затяжку болтов, которыми крепится втягивающее реле. К нижнему его контактному болту прикручивается хвостовик от щеточного узла.

Теперь всё готово. Но не следует спешить с установкой стартера на автомобиль. С помощью проводов для "прикуривания", необходимо вновь повторить с собранным стартером, операции, описанные в пунктах 6 и 7. Если все работает как надо, то можно производить установку стартера на его штатное место.

 



Опубликовано: 22 июня 2015