Ремонт утечки в системе охлаждения


 


Хорошо, что на прошлой неделе вы заменили нижний шланг радиатора, после того как он прорвался на скоростной трассе, и теперь вы надеетесь прожить всю оставшуюся жизнь без этого сладкого аромата кипящего антифриза, попавшего на раскаленную докрасна выхлопную трубу. Лежать на спине в растекающейся под вами луже антифриза, чтобы поменять шланг, тоже достаточно неприятно. Итак, это просто злой рок, когда тот же самый запах вы чувствуете неделю спустя, – и еще ужаснее то, что, открыв капот, вы видите, что тот самый шланг течет с обоих концов. Что же вы сделали?

Нет просачиванию!

В наши дни имеется около двух дюжин соединений шлангов охлаждающей жидкости под капотом, и мы постоянно пытаемся найти и починить разболтавшиеся соединения, пропускающие охлаждающую жидкость. Засасывание воздуха – обычный способ. Раньше это было несложно: поищите пятно антифриза, затем просто затяните хомут шланга. Извините, но больше такой способ не действует.

Во-первых, отделение двигателя и коробки передач такое тесное, что вы вряд ли обнаружите утечку без целенаправленного осмотра. Скорее вы внимательно осмотрите соединение шланга, когда вам приходится отсоединять его, чтобы получить доступ к чему-то другому. В любом случае, когда вы осматриваете соединения шлангов под капотом, вы можете увидеть очень немного таких, которые можно просто ослабить или затянуть при помощи отвертки.

Современные двигатели имеют сложные схемы циркуляции охлаждающей жидкости, а пространство под капотом настолько тесное, что инженерам приходится использовать специальные модели шлангов, чтобы получить надежную прокладку соединений. Некоторые из шлангов имеют пластмассовые фитинги, так называемые фитинги быстрого соединения, чтобы помочь рабочему на конвейере сборки произвести безошибочное соединение.

В зависимости от возраста вашего автомобиля и от того, заменялись ли хомуты когда-либо, вы можете иметь множество разнообразных хомутов шлангов. Некоторые из них можно затянуть, но не все. Вот те, которые можно затягивать:

ВИНТ-БАШНЯ – винт перпендикулярен к стяжному хомуту, поворачивая винт, затягиваем хомут. Он находится везде, он дешевый, и если покроется ржавчиной, то «застывает» в месте установки, поэтому затянуть старый винт невозможно. Чтобы выкрутить его, обрызгайте обильно растворителем ржавчины, ослабьте винт-башню и при необходимости вставьте тонкую отвертку, чтобы снять его. Или просто отрежьте его.

ПРОВОД ДВОЙНОЙ ОБМОТКИ или ЛЕНТА СО СТОПОРНЫМ ВИНТОМ И ГАЙКОЙ – двойная обмотка провода или лента удерживаются вместе при помощи тангенциального винта (направленного по касательной) с одного конца, который вставляется в гайку с другого конца. Когда он чрезмерно затянут, такой тип провода врезается в шланг и может прорезать его.

ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ – долгое время был любимым креплением и даже считался самой лучшей конструкцией. Некоторые червячные устройства такие и есть, но большинство нет. Одна из причин его популярности в том, что его можно разъединить и снять без отсоединения шланга, хотя такая особенность имеет ограниченное применение.

Качественные червячные приспособления имеют такие особенности: покрытие, устойчивое к ржавчине; закругленные концы, так что лента не врезается в шланг, если ее слишком затянуть; сдвинутые зубцы, которые предохраняют ленту от изгибания, когда она затянута; ж даже то, что «зубцы» не прорезаны сквозь ленту, поэтому резина шланга не продавливается сквозь прорези.

Пружинный ленточный хомут

Сегодня многие производители автомобилей используют хомут, который вы не можете затянуть, поэтому его никогда невозможно перетянуть. Это пружинная лента, недорогая разновидность хомута постоянного напряжения. Его можно устанавливать не везде под капотом, но во многих местах. Поскольку его нельзя предварительно затянуть согласно техническим требованиям, он так выдержан по размеру, что, если внутри шланга происходит остаточное сжатие, он обеспечивает определенное давление, будем надеяться, достаточно хорошее, чтобы предотвратить утечку, но в то же время шланг сохраняет отличную форму.

Пружинные ленточные хомуты можно обычно снять при помощи пассатижей или клещей-зажимов.

Хомут с тепловой посадкой на шланг

Хотелось бы вам иметь недорогой хомут, не требующий регулировки, который не только производит сдавливание, но и хорошо герметизирует, даже если горловина шланга далека от идеала? Вот он, и он также может помочь при других проблемах с креплением: это пластмассовый хомут с тепловой посадкой.

Вы можете купить сужающуюся ленту, которая подходит по размеру к диаметру именно вашего шланга. Лента выпускается на толстой картонной катушке, так что не подвергается усадке во время хранения. Просто раздавите катушку, выньте ленту, смажьте горловину шланга антифризом, натяните ленту на шланг, а шланг на горловину. В отличие от типового хомута сужающаяся лента должна быть помещена так, чтобы она натягивалась на край горловины шланга.

Нагрейте при помощи фена для волос или термофена (с расстояния около 5 см), и через пару минут лента плотно прилегает к горловине и краю, повышая сопротивление утечке. А благодаря нагреванию охлаждающей жидкости она будет продолжать усадку в процессе работы, компенсируя любое остаточное сжатие внутри шланга.

Хомуты с тепловой посадкой на шланг будут продолжать сжиматься, когда двигатель нагревается, обеспечивая прочную герметизацию.

Как ее снимать? Если вы заменяете шланг, просто отрежьте ее при помощи одностороннего лезвия бритвы. Если же вы планируете снова использовать шланг, у вас есть выбор: 1) отрежьте саму ленту, воспользовавшись паяльником, но будьте осторожны; 2) протолкните пластинку для измерения зазоров между лентой и шлангом и проведите лезвием бритвы прямо по ленте поверх пластинки; 3) если вы планируете использовать эту ленту где-либо на автомобиле, приобретите машинку для продольной резки полосы – инструмент с теми же функциями, но которым легче пользоваться.

Быстроразъемные соединения

Во многих случаях легковые и грузовые автомобили используют быстроразъемные соединения вместо обычных хомутов для многих шлангов цепи накала и также для некоторых шлангов радиатора. Быстроразъемные соединения – это фитинги с кольцевой уплотнительной прокладкой, и если она когда-нибудь станет протекать, у вас есть кое-что еще – одно или два уплотняющих кольца – на замену.

Каждое быстроразъемное соединение снимается по-разному, но обычно понятно, как это сделать. На пикапах GM вы отворачиваете стопорную шайбу, затем поворачиваете металлическую шпонку, которая обеспечивает дополнительное крепление, и выдергиваете шланг. Конец шланга – пластмассовый фитинг с кольцевыми уплотнениями. Просто счистите их и поставьте новые. Удалите все загрязнения изнутри фитинга с внутренней резьбой на двигателе.

Итак, если течь из быстроразъемного соединения, приобретите ему замену у автомобильного дилера, затем просто вскройте и удалите старый быстросъемный долговременный хомут и установите новое быстроразъемное соединение на шланг.

Производят специальные плоскогубцы для проволочных хомутов постоянного напряжения, но и обычными плоскогубцами их можно снять. Но сделать это в ограниченном пространстве намного сложнее.

Если вы не можете приобрести новое быстроразъемное соединение, вы можете сделать сечение в длинном трубопроводе охлаждающей жидкости под капотом, вставить короткий отрезок шланга (зафиксировать его с помощью любых из хомутов постоянного напряжения), и это даст вам дополнительную длину шланга на конце, который имеет пропускающее быстроразъемное соединение. Тогда вы сможете снять быстроразъемное соединение и произвести соединение шланга с подходящим металлическим хомутом.

Шланги

Многие из сегодняшних шлангов, особенно для цепи подогревателя, имеют изогнутые участки, и сгибы часто дают течь. Новенький шланг – простое, но дорогое решение этой проблемы. Другой выход – разрезать сгиб настолько, чтобы разъединить его.

Даже без изогнутых участков шланги охлаждающей жидкости сами по себе не что иное, как несложные, гнущиеся резиновые трубы. На автомобилях с баком для охлаждающей жидкости под давлением (где крышка расположена на баке, а не на радиаторе или двигателе) верхний радиаторный шланг обычно имеет тройник с второстепенным шлангом к баку (а нижний шланг может иметь дополнительный к цепи обогревателя). Поэтому не удивляйтесь, если цена шланга будет очень высокой, за исключением случаев, когда в продаже имеется запасной тройник. Другие шланги (также недешевые) постоянно изогнуты к металлическим соединениям, что очень напоминает линию системы кондиционирования воздуха или шланг гидроусилителя руля. И даже если шланг выглядит очень простым, он может оказаться отформованного типа, чтобы помещаться в очень тесном пространстве (возможно, благодаря этому он может соединяться с металлическим соединением) без образования перегибов.

Почему случаются течи шлангов охлаждающей жидкости?

Почему же соединения шлангов для охлаждающей жидкости дают течь, после того как вы их затянули при помощи стандартных хомутов? В конечном итоге, сам по себе хомут не расшатывается. Вот что происходит: и горловина шланга, и шланг расширяются, когда охлаждающая жидкость нагревается. Хомут тем не менее относительно неизменен, так что он сжимает резину с внутренней стороны даже больше, и это приводит к тому, что резина постоянно сжимается. Это называется обжимка. Когда двигатель остывает, горловина сжимается больше, чем шланг. Многие материалы, из которых сделаны шланги, буквально прилипают к горловине, так что герметизация сохраняется. Но с другими этого не происходит. В действительности силикон практически никогда не сжимается от высокой температуры. Это делает силиконовые шланги легкими для замены, но именно из-за этого они печально известны возникновением течи охлаждающей жидкости. Всегда устанавливайте хомут близко, но не внахлест, к выпуклому краю на фитинге, чтобы предотвратить захватывание пузырьков охлаждающей жидкости в свободное пространство внутри выпуклого края.

 



Опубликовано: 30 июля 2014