Масляный насос: его функции и особенности
Уже из самого названия этого автомобильного элемента можно сделать вывод о его предназначении. Масляный насос – это элемент, который обеспечивает создание давления в масляной системе, за счет чего и происходит смазывание всех элементов двигателя. В функции масляного насоса также входит перекачка смазки из картера агрегата непосредственно в масляный блок. Масляный насос и приводит в действие коленвал или распредвал автомобиля через приводной вал. Исходя из особенностей управления масляные насосы могут быть двух видов: нерегулируемые или регулируемые. У первых давление не меняется благодаря работе редукционного клапана. А у регулируемых масляных насосов поддерживается постоянное давление в масляной системе за счет того, что можно регулировать производительность самого насоса. Также масляные насосы могут быть разных видов по своим конструкционным особенностям. в этом плане разделяют:
- Роторные наносы;
- Шестереночные насосы.
В роторных смазка передается с помощью лопастей роторов, а в шестереночных – транспортировка масла происходит при помощи шестерен. Кроме этого, шестереночные насосы могут быть как с внутренним зацеплением, так и с наружным. По своей производительности такие насосы идентичные, но вот размеры у них отличаются.
Как работает регулируемый насос?
В конструкции роторного регулируемого масляного насоса предусмотрено две стороны. Одна из них отвечает за сторону нагнетания, а вторая за сторону всасывания. Кроме этого в состав такого масляного насоса входят следующие элементы:
- Приводной вал и регулировочная пружина;
- Подвижный статор;
- Внешний и внутренний ротор;
- Нагнетательная и всасывающая полость.
Необходимость в большом количестве масла появляется в тот момент, когда частота и скорость вращения коленвала начинают увеличиваться. При этом давление в масле всегда снижается. Для этих целей в устройстве предусмотрена регулировочная пружина, которая срабатывает всегда при падении давления в системе. Она же и двигает статор, который в последствии и соприкасается с ротором.
Как работает шестеренчатый насос?
Чаще других на автомобилях используются шестеренчатые масляные насосы. Такие устройства отличаются своей компактностью и большой производительностью. Такие насосы относятся к необслуживаемым деталям, которые очень редко выходят из строя. в таком типе насосов имеются литой корпус, ведомая и ведущая шестерни, первая из которых закреплена на коленвале, а вторая- вращается свободно на оси. В процессе работы шестерни захватывают масло, которое поступает от всасывающего канала и транспортируют его по нагнетательному каналу. Также в устройстве предусмотрен специальный редукционный клапан. Когда в системе возникает избыточное давление пружина сжимается и часть масла уходит в поддон картера.
Подробнее о работе масляного насоса будет рассказано в этом видеоролике: