О преодолении - присланная история


 


Мой родственник Александр уговорил меня поехать с ним на Алтай за мясом для торговли. Примерное расстояние 700-800 км. Дорога занесенная, ни разу за зиму не чищенная, но насыпная, наезженная КАМАЗами.

Примерно вот так и ехали

Из неё около 40-ка километров — серпантин. Вверх, вниз, влево, вправо, влево, два раза вправо, еще левее, еще ... Но природа вокруг, очень красиво. Поехали в ночь. Температура минус двадцать пять. Когда проехали первые 90 км., температура упала до 32. Чувствую, машина наша едет все медленнее и медленнее. Педаль в пол - толку 0. Одно слово - дизель. Замерзает солярка, не смотря на то, что её нам продали на заправке как "Арктическую". Не знаю, то ли парниковый эффект на Арктике сказался, то ли на заправке что перепутали, одним словом, замерзла эта "Арктика" при температуре минус тридцать. Нужно сказать, что бак на нашем автомобиле - 40 литров, расход - 9 л на 100 км. Не сложно посчитать запас хода. Конечно, маловат для дальних поездок.

Вот и осталось в баке литров 10 замерзшей солярки. Не, не. Не то, что вы подумали (хоть и этого тоже бутылок тридцать — для обмена на мясо). У нас была волшебная паяльная лампа. Вот ведь что интересно, лампа то — паяльная, но давно вы видали, чтобы ею кто-нибудь, что-нибудь паял? И мы то её использовали в точности по назначению и в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности. Конечно, мы ею бак грели.

Конечно, греть топливный бак открытым пламенем - нельзя, но если мороз не выносим, то греть дно бака нужно с расстояния ок. 30 см и именно в том место, где стоит "заборник". Найти этот его не проблема.

Сверху в бак входят три трубки - одинарная (абсорбер) и двойная (подача-обратка). Ровно под этими двойными и нужно греть дно. И желательно, в это время пробку на баке не открывать. Позже, обязательно расскажу почему. Начинать нужно греть, как только двигатель начинает затухать и неустойчиво работать. Согрели поехали до деревни, где был пост ГАИ и можно чаю попить и поспать. Машину глушить не стали. Температура минус 41. Поели, попили чаю. Пообщались с попутчиками, с пяти машин КАМАЗ и двух Мазда-Титанов. Перед сном они сказали, что в такую погоду дальше, чем пописать от печки отходить нельзя.

Но для бешеного зайца триста метров - не круг. Мы подумали и решили ехать дальше. Выходим — на небе звезды и тишина. А машина наша снова околела и заглохла. На ... в ... к ... паяльная лампа б..., жми ...мать... тррррррр. Работает. Но пора заправлять наш автомобиль топливом, которое у нас с собой в канистрах. Тут появляется новая проблема. Воронка с сеткой от грязи. Наливаешь на таком морозе в воронку солярку, а она аккуратно ложится на сетку, при этом надёжно её затыкая. Сетку к чёрту! Наложили солярку так. Но как дальше ехать. Не греть же нам бак каждые десять - пятнадцать минут. У нас с собой были провода и факельная свеча. Нужно сказать, что нет на данной модели автомобиля нормального места для инструмента. Пришлось сварить в кузове, сразу за кабиной. Во всю его ширину в 35 см., с замком. как вам решение таких задач? Поставили и положили туда: аккумулятор (132 Ам/Ч), ключи, масло, вода, "знак", огнетушитель, верёвку, насос, воронку. Свеча эта предназначена для работы в открытом пламени. На бульдозере они еще стоят или на коллекторе, для запуска двигателя в зимних условиях.

Дальше буду писать страшную крамолу.

Эту свечу, конечно привязав к ней провода, мы погрузили в бак, провода пропустили через замок на крышке бака. Один провод - голый корпус, кинули на "массу", то есть на минус. Второй - серединка свечи, на плюс, к реле предпускового подогрева. В общем, получилась сорока килограммовая бомба фугасно-осветительно-поджигательного типа с дистанционным управлением.

Остановлюсь подробнее на предпусковом подогреве. Первое правило владельца дизельного авто — покупай свечи на сезон. Второе правило, которое следует помнить, зимой зажигание до старта нужно включать два раза.

Может быть пригодится и следующая информация. Легковые, быстроходные дизельные машины имеют камеру сгорания в головке блока. В эту самую камеру форсунка впрыскивает топливо и в ней же находится свеча накаливания. Таким образом, включив зажигание, вы накаляете свечу в камере. Форсунка распыляет топливо в камере и некоторая часть топлива попадает на свечу. Давление при этом от 18 и выше, прибавим температуру, кислород, в результате получается мини-взрыв. Вся эта горящая субстанция с огромной силой взрыва летит по специальному соплу к поршню. Вы когда-нибудь видели поршень дизеля? Это два круга и лунка между ними. Вот по этой лунке взрыв и влетает в кругляшки. Там он закручивается и, в соответствии с замыслами конструктора, затухает. Часть выделенного тепла идет в радиатор, а часть нагреет новую порцию топливно-воздушной смеси. Быстро расширяющиеся продукты горения двигают поршень вниз. Дальше не важно — механика, кинетика, возвратно-поступательные фрикционные движения и так далее.

Лить бензин в солярку чтоб не замерзло - очень дорогой способ. Чаще всего горят и рушатся те самые каналы фар-камер и разламывают при этом головку. Ремонту, как правило, не подлежит. Второе. Лить присадки для не замерзания нужно в тёплую солярку. Третье. Всегда нужно помнить - солярка не бензин, она гораздо легче взрывается. У бензина есть октановое число - показатель детонационной устойчивости, у солярки это число Цетановое. А если солярка с селитрой, может получиться очень мощный взрыв. Супруга моя, в юности, решила скоренько разжечь печку. Накидала дров, поджигает, а огонь тухнет. Так несколько раз. Тогда она берёт литр солярки и выливает её в печь. Дрова, хоть и сырые, но очень горячие. Солярка начинает шипеть и испаряться. Спички подносит и взрыв. Перебеливали весь дом. И печку перекладывали.

В машине очень тепло, потому что кабина маленькая, а двигатель 2,3 литра. Одна ощутимая проблема у дизеля - на холостых оборотах нагревается очень долго.

Через сто километров свеча нагрела бак так, что на нём начал таять снег. Выключили.

Дорога, как я говорил раньше, скользкая. А характеристики развесовки нашего автомобиля такие, что по сравнению с ним, корова на льду — отличная фигуристка.

Часть пути пролегала по степи. В этой степи на дороге гололед и сильный порывистый ветер со снегом. Пурга, одним словом. Наш автомобиль буквально сдуло с дороги на скорости в 40 километров в час. Вытолкали мы ее обратно на дорогу и поехали правыми колёсами по обочине, потому что ветер справа.
В общем, к обеду следующего дня приехали мы на место нашей дислокации. Это село называется Усть-Калманка. Машину поставили в гараж, сами в баню, помыться. Поели свежего борща с салом, Александр выпил сто грамм, и мы улеглись спать.

С утра поехали по дворам в поисках мяса. Погода прекрасная, мороз и солнце. Предварительно положили в кузов два пустых кислородных баллона и старую железную печку. Так и ездили целый день с этим железом-балластом. На дорогах было много сугробов и мы пытались решить задачу, пробивая их машиной. То есть разгоняешься и прямиком в сугроб, потом назад немного отъедешь и снова вперёд. И так пока не пробьешь. Возвращались поздно вечером. Сзади что-то задребезжало. Посмотрели, а крестовины у моста практически уже нет, развалилась. Оставили, как есть и легли спать. Утром помчались в автомагазин. В нем кроме тормозных накладок на НИВУ, тосола, масла МГП, нигрола и свечей ВАЗ, ничего больше не было. Крестовину от 2106 продавец принёс нам из дома. Поехали в сельхозтехнику, в гараж. Нашли токаря, уже пьяного к этому времени, который сообщил нам, что если мы сейчас же не найдём ему подходящий металл, электричество у них до часу, а магазин с водкой до двух. В том же гараже мы быстро нашли ему все подходящее, а в 12-30 "стаканчики" на крестовину были готовы.

Сцена была прекрасна: токарь торжественно вручает нам железяки, в воротах томятся, переминаясь с ноги на ногу, пять человек.
Мы ему передаём деньги, и мужички, как в американском вестерне, резво прыгают на трактор и к магазину, прямиком по огородам, как на лошадке. Солнце, снег, мужики "на броне" летят по сугробам - романтика. Вечером приехал заведующий гаража. Ворчал, что завтра на роботу не выйдет ни один слесарь, потому как где-то раздобыли шнапс.

Мы же нашей газовой горелкой нагрели "стаканчики" и холодное масло, закалка такая. Заполировали внутреннюю поверхность, набили литолом, заложили ролики (иголки), запрессовали все полученное на крестовину и одели кардан. Сразу скажу, что отработала эта самодельная крестовина 2500 километров и не разболталась. Потом уже купил новую и для ее замены нашу рукодельную крестовину пришлось бензорезом разрезать.

Вечером того же дня наш автомобиль начал глохнуть без очевидных причин. Температура воздуха минус двенадцать. После долгих размышлений с консультантами из той же сельхозтехники был поставлен диагноз - вода или снег в баке. Было решено - слить и греть. Солярку я слил, снял крышку бака, вывернул пробку сливную. Начал факельной газовой горелкой греть бак с земли. И точно, почти сразу потекла вода, и много воды. Около литра. Но испарялась не только она, но и солярка! Из горловины валил густой пар. Я неосторожно провёл горелкой под сливным отверстием, и все. Была у меня песцовая шапка, а стала около цигейковая. Бак выдержал, но стал округлым, ребра жёсткости на нем расправились. На том процедуру прогревания бака решили завершить.

Ехать домой было решено вечером через два дня. Загрузили мясо на 2100, когда грузоподъемность нашего авто 1000 кг. Поехали.

Решили ехать по короткой дороге, которой нет даже на карте. Я устал и уснул. Александр за рулем. Проснулся я от непонятных звуков. Открываю глаза, мы стоим. Александр не может тронутся с места. Отпускает сцепление - тут же глохнет. Подумали, что повело диск сцепления. Зима. Ночь. Степь. До ближайшего жилья 80 км. Хорошо, что двигатель работал, не замёрзли. Обложились матами и решили поспать. Проснулся я от яркого света. Александра почему-то в кабине не было. Оказалось, что по этой дороге знакомые водители из Киргизии возвращались домой. Нас прицепили на верёвку и до основной трассы порядка 40 километров волокли. Вывезли нас на трассу, напоили горячим зелёным чаем, предложили анаши и, простившись, поехали домой. Мы же остановили "молоковозку" и на прицепе вернулись в Усть-Калманку. Там посмотрели, оказалось, что действительно, диск повело.

При вниательном осмотре выяснилось, что между дисками попал маленький камушек, а диск был не перпендикулярен оси вала. Горелка плюс тиски, плюс щипцы, плюс молоток, плюс перекур, плюс русский мат получили диск как новый. Поставили, поели, поехали ранним утром. Проехали место где сломались. Попался на пути загородный дом в деревне, которая расположена под горой, с которой мы спускались. Метрах в 100-150 переходят дорогу куры, я тихо давлю на тормоз, и тут понимаю, что машина не тормозит совсем. Я со скоростью шанхайского экспресса проезжаю по курам. Хоть и ни одной дохлой куры на дороге и не осталось, понимаю, если остановлюсь в этой деревне - конец.

Проехав деревню, я включил третью передачу и выключил зажигание. Встали. Осмотрелись.

Разнос тормозного диска достиг максимальной величины и накладка просто провалилась в щель между ним и суппортом. И о накладках. Накладки от Нивы практически идентичны, и у нас с собой они были. Поставили новые - поехали. Заехали в Бийск. Проехав половину города, нас останавливает ГАИшник. И тут выясняется смешное, из всех возможных документов у нас есть только ветеринарная справка на мясо и некоторое количество банковских билетов, и всё. Мы медленной траурной колонной двинулись в УВД. Но не доехали.

Нас отпустили и даже проводили по городу обратно к трассе. Скорее всего потому, что у нас собой была не только ветсправка, но и банковские билеты. Поехали мы обратно, в уже очень родную Усть-Колманку за документами. Снова не доехали по банальной причине - провалились на обочине дороги после того, как её очистили. Скорость была хорошая — 80 километров в час. Машина завалилась на бок градусов на 30 и глубоко зашла в снег.

Вылезали почти как из танка, дверь в места люка. Помогли два грейдера и один КАМАЗ. Вытащили на растяжках. Завёли - поехали. Греется? Открыли крышку двигателя, а там ... отвертку не воткнёшь, снегу набилось. Крыльчатка радиатора, которая приводится в движение с помощью гидромуфты, заклинило в сугробе. Кое-как очистились от снега - поехали. Первая передача, вторая, тре-е-е ... не выходит. И кулисы снегом забило. Очистили. Ночью вернулись в Усть-Калманку. Рано утром хозяйка наша куда-то сбегала за бабкой. Пришла бабка чего-то там наколдовала, и мы поехали. Провожать вышла половина улицы.

Жалко, что не было в деревне тотализатора.

 



Опубликовано: 18 июня 2020