Роторные моторы: принцип действия и особенности
Несмотря на то, что ДВС получили широкое распространение, они далеко не являются совершенством в плане технического устройства. Кроме того, такие моторы обладают целым рядом минусов, которые, к огромному сожалению, как бы этого не хотелось, нельзя преодолеть. В связи с этим инженеры и конструкторы на протяжении долгих лет усиленно разрабатывали достойную альтернативу таким моторам. Сегодня вне конкуренции находятся электрические установки, которыми то и дело, производители оснащают свои автомобили. Не меньшую популярность приобрели и роторные силовые установки. Роторный мотор внутреннего сгорания является разновидностью теплового мотора. Главным отличием такого типа агрегатов является то, что они совершенно не нуждаются в конструктивных элементах, которые осуществляют преобразование возвратно-поступательного движения во вращение основного вала. С теоретической точки зрения такой мотор должен обладать большим значением КПД, но на практике такая схема очень сложная. Поэтому роторные моторы так и не нашли широкого применения в автомобилестроении.
Конструкция и принцип работы роторного мотора
И хотя система впрыска топлива у роторных и двигателей внутреннего сгорания аналогичная, строение самих силовых установок принципиально разное. В роторных моторах присутствует ротор, статор и приводной вал. В этих агрегатах используется классическая компоновка, когда вращающийся ротор располагается внутри статора. в роторе есть три выпуклых участка подобные поршням. Углубления в этих выпуклостях увеличивают скорость вращения. В каждой выпуклости есть два кольца с полостями схожими на камеры сгорания. Принцип работа агрегата основан на вращении ротора и последующей передаче крутящего момента на трансмиссию и колеса. Сгорание топливной смеси здесь происходит в полостях, что образованы сторонами ротора. В роторных моторах один полный оборот вала соответствует трем тактам работы двигателя.
Плюсы и минусы роторных моторов
У роторных механизмов есть и плюсы и минусы. Среди положительных качеств можно выделить простоту конструкции. За счет этого достигается практически идеальная сбалансированность силового агрегата. Из-за минимального числа деталей роторные моторы отличаются минимальной вибрацией. Также благодаря минимизации узлов в роторных агрегатах значительно упрощается процесс обслуживания. Он показывает себя как достаточно надежная и практически безотказная конструкция. Что касается минусов, то их у роторных моторов гораздо больше. Во-первых, расход топлива у них достаточно высокий, а во-вторых — отсутствует симметрия. Также из-за линзовидного сечения у роторных моторов негативно отражается на тепловых показателях. Поэтому в них при сгорании топлива значительная часть энергии расходуется не на проталкивание ротора, а на его нагрев. Соответственно частые перегревы — самое слабое место РДВС.
Подробнее о роторных моторах пойдет речь в этом видеоматериале: