Устранение течей


 


Вы заполняли его доверху несколько раз – но он снова и снова опустошен. Фактически охлаждающая жидкость исчезает с возрастающей скоростью. Погода становится жарче, поэтому вы хотели взять отпуск. Пора предпринять кое-какие действия.

Довольно легко предотвратить большинство основных течей охлаждающей жидкости, так как они обычно случаются при выходе из строя шлангов. И вы должны суметь определить, какой шланг испорчен, до того как на нем появятся явные признаки растрескивания от высоких температур или износа. Однако это не совсем так. Теперь шланги стали намного лучше. И по ним невозможно с первого взгляда определить, долго ли еще прослужит тот или иной шланг.

Также вы должны быть способны легко определить утечку охлаждающей жидкости, даже незначительную. В конце концов, антифриз содержит зеленый краситель, который оставляет пятна. Ну что ж, правда здесь в том, что ваша современная модель двигателя может иметь более дюжины различных соединений шлангов, а также другие места соединений, с уплотняющими прокладками и уплотнительными кольцами; и многие из них находятся вне зоны обзора. Усложняет ситуацию и то, что охлаждающая жидкость может утекать из системы, не оставляя видимых следов.

Даже когда вы обнаружили течь, вам, возможно, придется предпринять несколько особых шагов, чтобы устранить ее. В итоге, чтобы найти, устранить и предотвратить течь охлаждающей жидкости в настоящее время, от вас потребуется намного больше, чем раньше. Но если вы потратите время и силы, чтобы все сделать, как следует, вы сможете избежать необходимости заполнять систему снова и снова.

Устранение очевидных течей

Если течь видна невооруженным глазом, например текущий радиатор, треснутый шланг или сильно текущее соединение, это отлично – вы точно знаете, с чего начать. Если это уплотнительное кольцо в трубопроводе охлаждающей жидкости, зачистите края, если необходимо, ультратонкой наждачной бумагой или стальной мочалкой. Начисто протрите, затем замените уплотнительное кольцо, смазав его антифризом. Течет радиатор? Проверьте в мастерской и произведите недорогой ремонт.

Возможно, вы сможете перепаять треснувший сварной шов или текущее соединение в месте присоединения горловины/резервуара на старом медно-латунном радиаторе, даже не снимая радиатор с автомобиля. Даже текущие радиаторы с пластмассовым резервуаром можно иногда починить, заменив уплотнительное кольцо между концом резервуара и алюминиевыми сотами. Эту задачу определенно лучше оставить для профессионала. Течет шланг? Если хомут неплотный, а течет конец шланга, возможно, шланг подвергся остаточной деформации при сжатии хомутом. Попробуйте применить простое повторное затягивание – но не перетяните слишком, иначе вы пережмете шланг и горловину и получите в результате еще более сильную течь, чем была.

Затягивание хомута не помогает? Замените шланг. Ох, он прилип. Захватить его плоскогубцами и стащить? Нет, если не хотите повредить горловину шланга, так как в этом случае герметичного присоединения не получится. Лучше его срезать.

Возьмите лезвие бритвы, порежьте конец текущего шланга на тонкие полоски по всему периметру, мягко отогните каждую полоску, затем зачистите остальную часть.

Удалите прилипший шланг, осторожно срезав его на полоски. Не поцарапайте горловину, на которой сидит этот шланг.

Не поцарапайте горловину на радиаторе или двигателе, иначе вы никогда не получите герметичного присоединения. Почистите горловину – на радиаторе, двигателе, сердцевине обогревателя, соединительном трубопроводе – с помощью проволочной щетки и тщательно протрите. Затем установите шланг на замену, используя свежий антифриз в качестве смазки для шланга.

Горловины радиатора обычно довольно прочные, но трубы шлангов обогревателя обычно очень хрупкие. Изгибая и поднимая шланг, чтобы снять его – или заменить его потом, – можно легко повредить уплотняющую прокладку между трубой и резервуаром для сердцевины обогревателя. А если вы будете снимать сердцевину обогревателя или заменять ее, вам понадобится снимать половину нижней поверхности панели приборного щитка, – операция, которая потребует нескольких часов. Так что будьте осторожны.

Если шланг сильно провисает, не пытайтесь подрезать его с конца и снова использовать. Оставшаяся часть может перегнуться и в конечном итоге ограничить поток охлаждающей жидкости.

Используйте новый хомут и установите его правильно, чтобы соединение не дало течь будьте особенно внимательны, если есть повреждение или искривление горловины шланга. Два лучших вида хомутов – это пружинящая лента с постоянным напряжением и регулируемая двойная лента. Хорошего качества червячный хомут касательного усилия, с лентой с прорезями, которая не будет врезаться в резит шланга или прорезать ее при затягивании, также подойдет. Хомут с винтом-башней, широко используемый в оригинальном оборудовании, подходит к новым системам, но менее эффективен для повторного затягивания.

Оригинальные хомуты с винтами-башнями не герметизируют достаточно хорошо, в отличие от пружинных хомутов. Обычный червячный хомут также производит хорошее уплотнение. 1 – ХОМУТ С ВИНТОМ-БАШНЕЙ. 2 – ПРУЖИНЯЩАЯ ЛЕНТА С ПОСТОЯННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.

Установите шланг, как можно глубже надев его на горловину, и если он не вдет дальше то остановитесь. Установите хомут осторожно, чтобы он оказался посередине между концом шланга и концом горловины, обычно в полудюйме (около 1 см) от конца шланга. Если на горловине имеется приподнятый уплотняющий шов, установите хомут на одном уровне с его обратной стороной. Если останется расстояние, крепление не будет герметичным, и образуется зазор между шлангом и швом.

Не оставляйте охлаждающей жидкости места для скапливания между хомутом и уплотняющим швом, иначе вы оставляете место для начала коррозии на медно-латунных радиаторах. 1 – УСТАНОВИТЕ ХОМУТ РЯДОМ С УПЛОТНИТЕЛЬНЫМ ШВОМ. 2 – ПРИПОДНЯТЫЙ ШОВ. 3 –ГОРЛОВИНА.

Охлаждающая жидкость будет собираться и затаиваться в этом зазоре, ускоряя коррозию (и разрушение) горловины на медно-латунных радиаторах, что в конечном итоге приведет к сильной течи. Если горловина шланга сильно изогнута или повреждена, восстановите ее форму или почините в мастерской, чтобы добиться герметичности.

Ищем скрытые течи

Уверены, вы искали как следует и осмотрели все соединения шланга, уплотняющие кольца и прокладочные соединения, но помочь вам может продувка системы с помощью прибора для проверки герметичности системы охлаждения. Нагнетайте давление в системе до ее обычного давления плюс еще 2-3 кг/см2.

Поднимите давление в системе на 2 кг/см2 выше номинальной величины крышке радиатора, чтобы проверить наличие течи.

Если показания датчика остаются без изменений в течение 2 минут или чуть дольше, система охлаждения не имеет течей в данный момент. Но вы все равно можете терять охлаждающую жидкость.

Показания датчика практически сразу же начинают падать? Это значит, что система не удерживает давление, и при внимательном осмотре вы можете обнаружить течь из исправного соединения или из дренажного отверстия водяного насоса. все водяные насосы имеют небольшое просачивание охлаждающей жидкости (нет такого понятия, как идеальная герметизация), но если вы увидите постоянное капание или более сильную течь, герметичное уплотнение насоса неисправно. Замените насос.

Ладно, показания датчика практически неизменны, а вы все равно теряете охлаждающую жидкость. Тогда диагностика усложняется, потому что есть несколько возможностей.

- Хотя течи в холодном двигателе более распространены, возможно, что течь происходит только при прогретом двигателе. Заведите двигатель и прогрейте систему, затем снова проведите тест.

- Имеется минимальная утечка из многих соединений, и все это суммируется. Если в вашей системе охлаждения двигателя имеется много соединений, осмотрите их все, чтобы найти даже слабейшие следы утечки охлаждающей жидкости. В этом случае может помочь простое повторное затягивание хомутов шланга.

- Утечка из расширительного бачка, который на многих автомобилях под атмосферным давлением и изолирован от находящейся под давлением части системы охлаждения. Микротрещины в бачках часто приводят к утечкам, которые проходят вдоль швов корпуса, и заметить их можно, только если вы их специально ищете.

- Двигатель периодически работает при таких высоких температурах, что охлаждающая жидкость заполняет расширительный бачок и переливается через край. Или клапан герметичной крышки слабый, так что охлаждающая жидкость течет из системы в бачок даже при нормальной рабочей температуре. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке сразу же после того, как вы застряли в пробке. Если охлаждающая жидкость практически выливается из патрубка бачка, проведите проверку давления на крышке, чтобы убедится, что она удерживает необходимое давление.

На системах, где резервуар находится под давлением, осмотрите уплотнение клапана крышки радиатора, нет ли повреждения. Плохое уплотнение может стать причиной испарения охлаждающей жидкости.

Если крышка в хорошем состоянии, проверьте затем концентрацию антифриза с помощью гидрометра. Если процентное содержание антифриза низкое (ниже 50%), охлаждающая жидкость будет кипеть при температуре ниже нормальной и способствовать проблеме. Если проблема в слишком горячей охлаждающей жидкости, виной может быть неудовлетворительное состояние системы охлаждения. Сюда входит слишком низкий уровень охлаждающей жидкости, электрический вентилятор начинает работать слишком поздно (или проскальзывает вентилятор с механической муфтой), дефектный водяной насос, засорившийся радиатор и даже такая простая вещь, как жуки и дорожный налет на передней части конденсора или радиатора. Такой налет мешает потоку охлаждающего воздуха.

Предотвращаем течи в будущем

Современные шланги портятся чаще изнутри, из-за проблемы, которая называется «электрохимическая» коррозия, то есть загадочная ECD, для краткости. Металлы системы охлаждения и материал шланга в соединении с охлаждающей жидкостью, образуют гальванический элемент, который вырабатывает постоянный ток низкого натяжения, особенно при низких температурах охлаждающей жидкости. В течение какого-то времени электрический ток вызывает появление тонких трещин на внутренней поверхности шланга, начиная с обоих концов шланга и распространяясь по всей длине. В конечном итоге в шланге появляются течи через крошечные отверстия, и он может даже лопнуть.

Проверьте ваши шланги на электрохимическую коррозию, сожмите и покатайте шланг между пальцами. Почувствуйте, нет ли трещин на внутренней поверхности.

Вы не можете увидеть эти повреждения, –  вы можете их почувствовать. Возьмитесь большим пальцем и двумя-тремя другими пальцами (но не рукой) вокруг шланга за коей и проведите, чтобы почувствовать мягкие «бороздки».

Проведите пальцами вокруг шланга, чтобы получить представление, как должен выглядеть внутренний периметр шланга. Проделайте такую процедуру со всеми шлангами, от его конца к середине, и если шланги становятся тверже ближе к центру, они, возможно, подвергаются ECD. Согласно исследованиям большинство верхних шлангов радиатора, например, способны дать течь (если этого не произойдет раньше) через 4 года службы.

Итак, если какой-нибудь из шлангов вашей системы охлаждения не прошел проверку на электрохимическую коррозию, осушите систему, подрежьте шланг и снимите его. И поставьте новые высококачественные шланги, произведенные для того, чтобы сопротивляться ECD. Вы можете приобрести силиконовые шланги, но новые шланги из другого синтетического материала EPDM менее подвержены разрывам и созданы, чтобы сопротивляться ECD. Закрепите их качественными хомутами, и ваш двигатель не будет перегреваться.

Если вы заполняете вашу систему после утечки, все, что вам нужно сделать, –  это добавить смесь охлаждающей жидкости и воды 50 х 50 в радиатор. Но если вы доливали воду, то у вас нет точных сведений, каково процентное отношение двух жидкостей. Возможно, вы использовали воду из придорожной канавы или лужи после дождя – что, безусловно, лучше, чем идти пешком или расплавить двигатель, но уже это требует, чтобы вы полностью осушили систему охлаждения и промыли ее.

Если вы промывали систему по какой-либо причине, то нельзя просто залить охлаждающую жидкость в пропорции 50x50 в радиатор. В системе все еще остается много воды, которая не слилась из радиатора, так что вы останетесь с низким содержанием антифриза. Вместо этого посмотрите в руководстве по эксплуатации или в заводской инструкции, какой объем вашей системы. Добавьте половину этого объема неразбавленного антифриза, затем долейте доверху чистой водой.

Надеемся, вы вылили использованную охлаждающую жидкость не на землю.

 



Опубликовано: 11 августа 2014