Запуск машины от внешнего источника


 


Меньше часа назад вы оставили ваш автомобиль на стоянке около аэропорта, надеясь, что он отвезет вас домой, когда вы вернетесь после пятидневного отсутствия. Вот только вы вдруг вспомнили, что забыли выключить фары, ведь вы выехали из дома до зари, а предупредительный сигнал на вашем авто не сработал (а может, на вашем автомобиле его и нет). А впрочем, вы и раньше забывали, так что ничего удивительного. Прекрасно. Теперь по возвращении в аэропорт вам придется вызывать службу буксировки транспортных средств и выложить почти сто долларов за подзарядку.

Неправильная эксплуатация

Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы на самом деле примечательны тем, что способны производить ТОК высокого напряжения за несколько секунд, необходимых, чтобы завести ваш двигатель, даже при сильной жаре или сильных морозах. Недостаток их в том, что им требуется время для восстановления после вырабатывания более слабого электрического тока. Необратимые химические изменения также имеют место. В частности, когда аккумулятор полностью разряжен, образуются сернокислые игольчатые кристаллы, которые замыкают разделитель между положительно заряженной и отрицательно заряженной пластинами. Эти кристаллы не только изнутри закорачивают аккумуляторные пластины, вызывая их сильную разрядку, но также покрывают пластины и мешают нормальной реакции серной кислоты со свинцом.

Прежде чем вы решите что-либо предпринять, проверьте, не замерзла ли аккумуляторная батарея. В то время как полностью заряженная аккумуляторная батарея практически морозоустойчива, полностью разряженная батарея способна замерзнуть при температуре ниже 20 0С. Отверните крышки заливочного отверстия, если таковые имеются, и посмотрите, нет ли кристаллов льда в электролите. Не пытайтесь зарядить замерзшую аккумуляторную батарею. Это не сработает, а батарея будет повреждена. Если вам необходимо срочно ехать, то... такова жизнь.

Сильно заряженная аккумуляторная батарея

Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор, как и всякая батарея, имеет внутреннее сопротивление, в норме несколько десятых ом. Это значит, что напряжение зарядки всего лишь немногим больше нормальных 12,6 вольта даст достаточно тока, чтобы зарядить батарею до хорошего уровня, скажем, 10-12 ампер. Но когда батарея разряжается, ее внутреннее сопротивление возрастает. И довольно резко.

Когда аккумулятор почти полностью разряжен, внутреннее сопротивление может стать достаточно высоким для того, чтобы даже 13,5-14 вольт, вырабатываемых генератором переменного тока, не способны были значительно зарядить батарею. Напряжение зарядки в таком случае может быть всего лишь несколько миллиампер, пока внутреннее сопротивление аккумулятора не станет ниже. Это может занять несколько часов или даже дней, чтобы зарядить батарею до нормального напряжения.

Решение в высоковольтном высокоскоростном зарядном устройстве, которое способно вырабатывать напряжение в 25-30 вольт за короткий период, чтобы дать аккумулятору хорошую зарядку. В результате образуется много тепла, достаточно, чтобы батарея сварилась за несколько минут. Оставьте это дело профессионалам, а сами воспользуйтесь обычной подзарядкой в 6-10 ампер.

Безопасность превыше всего

В первую очередь вам необходимы провода для запуска вашего двигателя от внешнего источника. Предпочтительно, чтобы это были хорошие толстые провода с комплектом качественных сверхпрочных зажимов. Не стоит забывать, что по проводам пойдет ток очень высокого напряжения, выше, чем в дуге электросварки, по крайней мере, в течение нескольких секунд. Потери сопротивления в проводе могут уменьшить напряжение, необходимое для вашего заглохшего двигателя, до такого уровня, что его все равно будет трудно завести, даже при очень хорошей донорской аккумуляторной батарее и генераторе переменного тока. Важно, чтобы провода были толстыми, а электрические контакты – надежными, чтобы свести эти потери к минимуму.

Комплект 6-футовых (1.8 м) проводов не поможет вам, если вы буквально втиснулись на парковку, – если только вы не чувствуете в себе силы сдвинуть назад 3-тонный «внедорожник», чтобы дотянуться до моторного отсека. 12-футовые (3,6 м) или 15-футовые (4,5 м) провода подойдут, но они должны быть сверхпрочными, поскольку потери сопротивления прямо пропорциональны длине провода.

Держите провода чистыми и сухими, чтобы коррозия не стала причиной высокого сопротивления.

Приступим

Пришла пора приступить к рутинной работе. У вас есть провода, есть автомобиль с исправным донорским аккумулятором в наличии. Откройте капоты и поставьте машины так, чтобы доставали провода. Некоторые автомобили, как, например, тот, что на предыдущей странице имеют выносную положительную клемму где-то в моторном отсеке.

Завершите подсоединение к точке заземления не на аккумуляторе, чтобы предотвратить искрообразование, так как происходит отвод взрывоопасного водорода.

Аккумулятор установлен в недоступном месте, или его клеммы недоступны даже в моторном отсеке. Что касается того, куда присоединить кабель для запуска от внешнего источника, то клемма для присоединения будет четко отмечена и покрыта красной пластиковой оплеткой. Если вы все же сомневаетесь, то сверьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Глаза должны быть защищены хотя бы парой солнечных очков. Раз в сто лет, но батарея аккумулятора может взорваться, когда вы попытаетесь подзарядить ее от внешнего источника. Взорваться? Да. Причиной может стать газообразный водород, который обычно вырабатывает аккумуляторная батарея во время зарядки или при сильной степени разрядки, когда вы, скажем, пытаетесь завести автомобиль, аккумулятор разряжается, и вам нужна зарядка от внешнего источника. Водород взрывоопасен, и, если при подсоединении проскочит искра, он может вспыхнуть. Взрыв будет небольшим, но он способен сорвать пластмассовую крышку с аккумулятора и выплеснуть кислоту вам в глаза.

Подсоедините зажим красного цвета на батарею «донора» к положительной клемме на «умершей» машине. Убедитесь в правильности полярности клемм по символу «плюс», отлитому на корпусе аккумулятора.

Вы должны быть абсолютно уверены в том, что правильно определили полярность, что бы вы ни собирались делать с аккумулятором. Если у вашего аккумулятора боковые клеммы, используйте эти переходные болты (справа), когда подзаряжаете его от внешнего источника или используете провода для подзарядки от внешнего источника с зажимами типа «крокодил», подходящие по форме к боковым клеммам.

Не используйте просто клемму красного цвета – кто-нибудь мог неправильно установить колпачок красного цвета на клемму отрицательною полюса батареи. Запустите двигатель автомобиля-«донора» и дайте поработать на холостом ходу. Все, что потребляет электричество – фары, автомагнитола, обогреватель заднего стекла, – должно быть отключено.

Если есть возможность, накройте разряженную аккумуляторную батарею технической салфеткой или листом картона. Если произойдет выброс кислоты через вентиляционные отверстия, это предотвратит ее попадание на вашу одежду или на краску крыла.

На аккумуляторной батарее автомобиля-«донора» закрепите черный зажим на отрицательной клемме. Сверьтесь с полярностью. Теперь подсоедините оставшийся черный зажим к блоку цилиндров, на вспомогательном монтажном кронштейне или на выступающем ушке воздушного коллектора.

Это даст возможность разряженной батарее немного подзарядиться. Она зарядится как следует, когда заведется ваш автомобиль, но это поможет батарее на автомобиле-«доноре» завести ваш двигатель, если вы дадите ей быстрый разряд электричества. Если в разряженной батарее оставалось достаточно заряда, чтобы щелкнуть электромагнитным клапаном и заставить работать подсветку приборов, тогда хватит и минуты подзарядки. Если батарея совсем-совсем, окончательно разряжена, тогда понадобится 5 минут или около того.

Гудит

Теперь вы действительно можете попытаться запустить ваш двигатель. Когда автомобиль заведется, дайте ему поработать на высоких оборотах холостого хода несколько минут, не отсоединяясь от автомобиля-«донора», чтобы происходила зарядка от двух генераторов переменного тока. Работа двигателя на холостом ходу вырабатывает слабый ток, так что лучше всего спустя несколько минут проехаться на нормальной скорости в течение 30-60 минут.

Отсоедините провода для подзарядки в обратной последовательности. Вымойте руки при возможности, чтобы остатки кислоты аккумулятора не попали на одежду или в глаза.

Дополнительные возможности

Если ваш автомобиль находится без пробега в течение длительного времени, аккумулятор разрядится сам по себе. Самое простое решение – использовать зарядное устройство для непрерывного подзаряда аккумуляторной батареи.

Если ваш автомобиль находится на хранении в течение длительного времени и постоянно требует подзарядки, зарядное устройство непрерывного подзаряда аккумуляторной батареи будет поддерживать его в готовности и продлит срок службы вашего аккумулятора.

Эти зарядные устройства автоматически регулируют свой зарядный ток до безопасного уровня, достаточно низкого, чтобы поддерживать аккумуляторную батарею в 100% заряженном состоянии, не перезаряжая ее. Они не рекомендуются для подзарядки полностью разряженных аккумуляторов только для поддержки батареи в рабочем состоянии. Если вы не спешите, то вы можете обнаружить, что провода прикуривателя также способны завести двигатель.

В менее значительных случаях, когда автомобиль «почти заводится», помогут простые в использовании зарядные устройства для подзарядки от прикуривателя и навесные провода для зарядки аккумулятора от внешнего источника.

Просто вставьте эти приспособления в два гнезда автомобильного прикуривателя. В результате вырабатывается слабый электрический ток, но недостаточное количество, чтобы завести автомобиль при разряженной батарее. Но если двигатель почти заводится, 10-12 минут подзарядки вновь вернут вас на дорогу, независимо от погоды и с чистыми руками. Помните, что прикуриватель должен быть раскален электричеством, а зажигание выключено, либо вам придется включить зажигание в автомобиле, который не заводится, чтобы замкнуть цепь.

 



Опубликовано: 03 июля 2014