Поиск причин отказов электрооборудования Тойота Ланд Крузер 100




Поиск причин отказов электрооборудования

 border=

Описанные ниже процедуры позволяют произвести общую диагностику состояния главных электрических контуров, однако не должны применяться для проверки легкоуязвимых электрических систем (таких как, например, ABS), в особенности, включающих в свой состав электронные модули управления (РСМ).

Общие сведения

Типичный электрический контур состоит из потребителя электроэнергии (рабочего компонента), набора выключателей, реле, исполнительных электромоторов, предохранителей, плавких вставок/прерывателей цепи, имеющих отношение к работе данного компонента, а также соединительной электропроводки, ее контактных клемм и разъемов. С целью облегчения выполнения диагностических процедур в Разделе Схемы электрических соединений – общая информация настоящей Главы приведены схемы электрических соединений различных систем электрооборудования автомобиля.
Прежде чем приступать к поиску причин отказа вышедшего из строя потребителя электроэнергии, внимательно изучите соответствующую электрическую схему, постарайтесь как можно яснее представить себе принцип функционирования компонентов, входящих в состав подозреваемого контура. Перечень возможных причин отказа может быть сведен к минимуму путем исключения из него исправно функционирующих компонентов, имеющих отношение к работе проверяемого контура. При одновременном нарушении функционирования сразу нескольких компонентов, наиболее вероятной причиной отказа является выход из строя общего для соответствующих цепей предохранителя/плавкой вставки, либо нарушение заземления.

Чаще всего отказы электрооборудования объясняются простейшими причинами, такими как повреждение коррозией, либо ослабление крепления клеммных соединений, выход из строя предохранителя или плавкой вставки, отказ реле и т.п. Прежде чем приступать к поиску внутренних дефектов собственно отказавшего компонента, внимательно проверьте состояние всех имеющих отношение к его функционированию предохранителей, разъемов и соединительных проводов.

Для определения перечня подлежащих проверке узлов и клеммных соединений, изучите соответствующие схемы электрических соединений.

К числу диагностического оборудования, необходимого при поиске отказов электрооборудования, следует отнести универсальный измеритель цепи/вольтметр (для некоторых проверок также подойдет 12-вольтная лампа с комплектом соединительных проводов), лампу-пробник с индивидуальным источником питания (иногда называемую также измерителем проводимости), омметр, источник питания с комплектом соединительных проводов, а также набор проводов-перемычек, оборудованных различного типа соединительными клеммами и, желательно, встроенным прерывателем цепи или предохранителем (для шунтирования подозрительных участков цепи или электрических компонентов). Прежде чем прибегать к использованию диагностического оборудования внимательно изучите схему электрических соединений компонентов соответствующего контура (см. Раздел Схемы электрических соединений – общая информация).

Для поиска причины носящего нестабильный характер отказа (нарушения такого рода обычно оказываются связанными с окислением контактных клемм, либо ослаблением крепления клеммных соединений электропроводки) может быть произведена простейшая проверка цепи, выполняемая путем подергивания различных участков электропроводки соответствующего контура, в результате которого локализуется дефектный отрезок цепи. Данная проверка может производиться совместно с любой из проверок, перечисленных ниже в соответствующих подразделах.

Кроме проблем, связанных с нарушением качества электрических соединений, к числу наиболее вероятных и часто происходящих отказов электрических контуров следует отнести обрывы и короткие замыкания в цепи.

Обрыв цепи обычно вызывается механическим повреждением токопроводящих жил или отсоединением контактных клемм, что приводит к размыканию электрического контура и прекращению циркуляции в нем электрического тока. В результате обрыва цепи ее рабочий компонент перестает функционировать, однако соответствующие предохранители/плавкие вставки не выходят из строя.

Коротким замыканием называется непредусмотренное конструкцией цепи замыкание ее электропроводки. При этом ток начинает циркулировать по кратчайшему пути, обычно уходя на массу. Короткие замыкания чаще всего оказываются связанными с нарушением целостности изоляции электропроводки и в обязательном порядке приводят к выходу из строя соответствующих предохранителей/плавких вставок.

Проверка наличия напряжения в цепи

Проверка наличия напряжения входит в число стандартных проверок в случае отказа любого потребителя электроэнергии. Подсоедините один из проводов измерителя цепи или вольтметра к отрицательной клемме батареи, либо любой из надежно заземленных точек на шасси/двигателе автомобиля. Второй провод прибора подсоедините к клеммному соединению проверяемого контура, предпочтительно ближайшему к батарее или предохранителю. Подайте питание в контур. Не забывайте, что некоторые цепи запитываются только в определенных положениях выключателя зажигания. Если напряжение имеет место (включается лампа измерителя, либо на индикаторе вольтметра фиксируется соответствующее показание), значит отрезок цепи между проверяемым клеммным соединением и батареей исправен.

Продолжайте проверку в том же духе, поочередно переходя от одного клеммного соединения цепи к другому, двигаясь в направлении от батареи/предохранителя. Неисправный участок контура будет располагаться между точкой, на которой прибор не зарегистрирует наличия напряжения и предыдущим опробованным и исправным клеммным соединением. Чаще всего причиной отказа оказывается обрыв электропроводки, либо окисление/ослабление крепления клеммного соединения.

Поиск причин короткого замыкания

В первую очередь отсоедините потребитель(и) электроэнергии проверяемого контура (лампы, электромоторы, нагревательные элементы и т.п.). Извлеките предохранитель, защищающий проверяемый контур, и подсоедините к его установочным клеммам лампу-пробник или вольтметр. Подайте электропитание в контур. Помните, что некоторые из контуров запитываются лишь в определенных положениях выключателя зажигания. Если напряжение имеет место на клеммах предохранителя, следовательно, в цепи произошло короткое замыкание (подергайте электропроводку, так как короткое замыкание может быть вызвано протиранием ее изоляции и носить нестабильный характер). Если напряжение отсутствует, однако предохранитель после замены продолжает перегорать при подаче питания в цепь, значит, имеет место внутренний дефект потребителя(ей) электроэнергии, выключателя или изоляции электропроводки.

Поиск нарушений заземления

Отрицательная клемма батареи заземлена на «массу», в качестве которой выступает металл силового агрегата, шасси и кузовных элементов автомобиля. Электрические контуры большей части электрооборудования построены таким образом, что электропроводка используется лишь для подачи питания к потребителю от положительной клеммы батареи, возврат же тока в батарею осуществляется по металлу массы. Сказанное означает, что крепежные элементы потребителей электроэнергии формируют собой возвратную часть электрической цепи. Ввиду описанной ситуации, ослабление крепления или коррозия опорных элементов рабочего компонента цепи влечет за собой нарушение исправности функционирования контура (от полного выхода последнего из строя до частичного отказа различных участков цепи). В частности, в результате ослабления крепежа может снизиться яркость свечения осветительных приборов (в особенности при наличии общего заземления с другим контуром), либо скорость вращения электромотора (например, привода стеклоочистителей или вентилятора системы охлаждения). При этом отказ одного контура может вызвать нарушение функционирования другого, внешне никак не связанного с вышедшим из строя. Обратите внимание, что на многих автомобилях определенные узлы соединены между собой специальными шинами заземления. Такого рода шины используются в тех случаях, когда отсутствует прямой контакт металлических частей блоков ввиду оборудования опор гибкими резиновыми втулками (как, например, в опорах крепления силового агрегата к шасси автомобиля).

Для проверки исправности заземления компонента отключите батарею и подсоедините один из проводов омметра к заведомо надежно заземленной точке автомобиля. Второй провод измерителя подсоедините к точке заземления проверяемого компонента. Прибор должен зафиксировать нулевое сопротивление, в противном случае следует проверить исправность соединения (см. далее).

При наличии подозрений на нарушение качества клеммного соединения, разберите контактный узел заземления и зачистите до чистого металла сопрягаемые поверхности клемм. Постарайтесь полностью удалить все следы коррозии и грязь, затем соскоблите ножом краску, добиваясь однозначного контакта металлических поверхностей. При сборке узла позаботьтесь о прочности затягивания крепежа. Между клеммами электропроводки и контактами массы, для гарантии качества электрического соединения, прокладывайте шайбы с насечкой. Во избежание развития коррозии в будущем покрывайте состыкованные клеммные соединения бескислотным вазелином или силиконовой смазкой. Хорошими средствами являются также аэрозоль для герметизации компонентов системы зажигания и влагоотталкивающая смазка.

Поиск обрывов цепи

Нестабильные отказы потребителей электроэнергии чаще всего оказываются связанными с нарушением качества клеммных соединений за счет окисления или ослабления крепежа. Часто для приведения компонента в рабочее состояние, оказывается достаточно просто подергать соответствующий жгут электропроводки/электрический разъем. Наиболее простым способом поиска обрыва цепи является проверка ее рабочих участков на наличие проводимости. Отключите электропитание контура и воспользуйтесь оборудованным автономным источником питания измерителем. Подсоедините провода измерителя к обоим выходам проверяемой цепи (клемме подачи питания и хорошо заземленной точке). Если прибор фиксирует наличие проводимости (нулевое сопротивление/срабатывание лампы-пробника), следовательно, проверяемый участок цепи исправен. В противном случае имеет место обрыв. Аналогичным же способом может быть проверена исправность функционирования выключателей.

Электрические разъемы – общие сведения

Большинство контактных разъемов цепей бортового электрооборудования изготовлены из пластмассы и являются многоконтактными. Надежность сочленения половин таких разъемов обеспечивается защелкиванием стопорных язычков вмонтированных в штекеры фиксаторов. Крупные разъемы, такие как некоторые из расположенных под панелью приборов автомобиля, чаще всего скрепляются продетыми сквозь центральную часть штекеров сквозными болтами.

Для рассоединения оборудованных пластмассовыми фиксаторами разъемов обычно используется маленькая отвертка, которой следует аккуратно отжать стопорные язычки (предварительно внимательно изучите конструкцию состыкованного разъема – часто определить способ фиксации его половин на глаз совсем не просто; некоторые разъемы оборудованы несколькими стопорными узлами). Тяните только за штекер, а ни в коем случае не за жгут электропроводки, во избежание случайного повреждения вмонтированных в разъем контактных клемм.

Разъемы всегда состоят из двух половин, клеммы одной из которых входят внутрь клемм другой. При изучении схематических изображений разъемов старайтесь в первую очередь определить какая из его половин представлена на иллюстрации подсоединенная к жгуту, либо закрепленная на компоненте. Помните, что клеммы одной половины разъема всегда размещены зеркально по отношению к клеммам другой.

Часто, при диагностике отказов электрических цепей возникает необходимость проверки напряжения на клеммах состыкованного разъема. При таких проверках щуп измерителя вводится в соответствующую клемму с задней стороны штекера. Соблюдайте осторожность, старайтесь не погнуть и не деформировать клеммы. Если гнезда клемм слишком малы, воспользуйтесь в качестве щупа разогнутой металлической канцелярской скрепкой, к которой затем можно подсоединить провод измерителя при помощи зажима типа крокодил.


↓ Комментарии ↓



 


1. Введение
1.0 Введение 1.2 Идентификационные номера автомобиля 1.3 Приобретение запасных частей 1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.5 Поддомкрачивание и буксировка 1.6 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания 1.7 Автомобильные химикалии, очистители, герметики 1.8 Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Органы управления и приемы безопасной эксплуатации автомобиля
2.0 Органы управления и приемы безопасной эксплуатации автомобиля 2.1 Спецификации 2.2 Приборный щиток и сигнальные устройства 2.3 Отпирание и запирание замков автомобиля, управление стеклоподъемниками 2.4 Переключатели 2.5 Замок зажигания, трансмиссия и темпостат 2.6 Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха 2.7 Аудиосистема

3. Настройки и текущее обслуживание автомобиля
3.0 Настройки и текущее обслуживание автомобиля 3.1 Спецификации 3.2 График текущего обслуживания 3.3 Общие сведения о настройках и регулировках 3.4 Проверка уровней жидкостей 3.5 Проверка состояния шин и давления их накачки 3.6 Проверка уровня рабочей жидкости АТ 3.7 Проверка уровня жидкости гидроусилителя руля 3.8 Замена двигательного масла и масляного фильтра 3.9 Проверка, обслуживание и зарядка аккумуляторной батареи 3.10 Проверка состояния компонентов системы охлаждения 3.11 Проверка состояния и замена расположенных в двигательном отсеке шлангов 3.12 Проверка состояния и замена щеток стеклоочистителей 3.13 Ротация колес 3.14 Проверка состояния компонентов подвески и рулевого привода 3.15 Смазывание компонентов шасси 3.16 Проверка состояния компонентов системы выпуска отработавших газов 3.17 Проверка уровня смазки в раздаточной коробке 3.18 Проверка уровня смазки дифференциала 3.19 Проверка состояния ремней безопасности 3.20 Проверка и регулировка оборотов холостого хода 3.21 Проверка состояния защитных чехлов приводных валов 3.22 Проверка и замена клапана системы управляемой вентиляции картера (PCV) 3.23 Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя 3.24 Проверка состояния, регулировка усилия натяжения и замена приводных ремней 3.25 Проверка состояния компонентов системы питания 3.26 Проверка тормозной системы 3.27 Регулировка высоты положения и свободного хода педали тормоза 3.28 Проверка состояния и замена свечей зажигания (бензиновые двигатели) 3.29 Проверка и регулировка зазоров клапанов 3.30 Замена топливного фильтра 3.31 Проверка и обслуживание кондиционера воздуха (К/В) 3.32 Обслуживание системы охлаждения 3.33 Проверка состояния, набивка смазкой и регулировка передних ступиц и колесных подшипников 3.34 Замена ATF автоматической трансмиссии и главной передачи 3.35 Замена смазки раздаточной коробки 3.36 Замена смазки дифференциала 3.37 Проверка состояния компонентов системы улавливания топливных испарений 3.38 Проверка исправности состояния компонентов системы рециркуляции отработавших газов (EGR)

4. Двигатель
4.0 Двигатель 4.1. Типичные процедуры обслуживания двигателей 4.2. Процедуры обслуживания бензинового двигателя 4.3. Процедуры обслуживания дизельного двигателя

5. Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха
5.0 Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха 5.1 Спецификации 5.2 Антифриз – общие сведения 5.3 Проверка исправности функционирования и замена термостата 5.4 Проверка состояния, снятие и установка вентилятора системы охлаждения 5.5 Снятие и установка радиатора и расширительного бачка системы охлаждения 5.6 Проверка состояния водяного насоса 5.7 Снятие и установка водяного насоса 5.8 Проверка исправности функционирования и замена блока датчика измерителя температуры охлаждающей жидкости 5.9 Проверка исправности функционирования приводного электромотора вентилятора отопителя и его замена 5.10 Снятие и установка блока и теплообменника отопителя 5.11 Снятие и установка сборки панели управления функционированием отопителя и кондиционера воздуха 5.12 Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска отработавших газов
6.0 Системы питания и выпуска отработавших газов 6.1 Спецификации 6.2 Сбрасывание давления в системе питания 6.3 Проверка исправности функционирования топливного насоса, измерение давления топлива 6.4 Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений 6.5 Снятие и установка топливного бака 6.6 Чистка и ремонт топливного бака – общие сведения 6.7 Снятие и установка топливного насоса 6.8 Замена датчика расхода топлива 6.9 Снятие и установка сборки воздухоочистителя 6.10 Снятие, установка и регулировка троса акселератора 6.11 Система электронного впрыска топлива (EFI) – общая информация 6.12 Проверка исправности функционирования системы электронного впрыска 6.13 Проверка состояния и замена компонентов системы впрыска 6.14 Система выпуска – общая информация 6.15 Снятие и установка форсунок

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1 Спецификации 7.2 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания 7.3 Снятие и установка аккумуляторной батареи 7.4 Проверка состояния и замена проводов батареи 7.5 Система зажигания – общая информация и меры предосторожности (бензиновые модели) 7.6 Проверка функционирования системы зажигания 7.7 Замена катушки зажигания 7.8 Проверка и регулировка установки угла опережения зажигания/впрыска топлива бензинового двигателя 7.9 Замена модуля зажигания 7.10 Система заряда – общая информация и меры предосторожности 7.11 Проверка состояния системы заряда 7.12 Снятие и установка генератора 7.13 Проверка состояния и замена компонентов генератора 7.14 Система запуска – общая информация и меры предосторожности 7.15 Проверка исправности функционирования стартера и цепи запуска 7.16 Снятие и установка стартера 7.17 Снятие и установка тягового реле

8. Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов
8.0 Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов 8.1 Спецификации 8.2 Система бортовой диагностики (OBD) – ринцип функционирования и коды неисправностей 8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы управления 8.4 Проверка состояния и замена ЕСМ 8.5 Информационные датчики – общая информация и проверка исправности функционирования 8.6 Замена информационных датчиков 8.7 Система улавливания топливных испарений (EVAP) – общая информация, проверка состояния и замена компонентов 8.8 Система управляемой вентиляции картера (PCV) 8.9 Каталитический преобразователь – общая информация, проверка состояния и замена

9. Коробка переключения передач
9.0 Коробка переключения передач 9.1. Автоматическая трансмиссия (АТ) 9.2. Раздаточная коробка

10. Трансмиссионная линия
10.0 Трансмиссионная линия 10.1 Спецификации 10.2 Карданные валы и шарниры – общая информация 10.3 Проверка состояния трансмиссионной линии 10.4 Снятие и установка карданного вала 10.5 Замена карданных шарниров 10.6 Приводные валы/полуоси, общая информация и проверка состояния 10.7 Снятие и установка полуосей, подшипников и сальников заднего моста 10.8 Замена сальника ведущей шестерни дифференциала 10.9 Снятие и установка сборки заднего моста 10.10 Снятие и установка приводных валов 10.11 Замена защитных чехлов и обслуживание ШРУСов 10.12 Снятие и установка сборки переднего дифференциала 10.13 Снятие и установка ступиц с отключаемым приводом

11. Тормозная система
11.0 Тормозная система 11.1 Спецификации 11.2 Система антиблокировки тормозов (ABS) – общая информация и коды неисправностей 11.3 Замена тормозных колодок 11.4 Снятие и установка суппортов дисковых тормозных механизмов 11.5 Проверка состояния, снятие и установка тормозного диска 11.6 Снятие и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) 11.7 Проверка состояния и замена тормозных линий и шлангов 11.8 Чувствительный к загрузке/перепускной клапан (LSP & BP) 11.9 Регулировка стояночного тормоза 11.10 Замена тросов привода стояночного тормоза 11.11 Проверка исправности функционирования/ герметичности, снятие и установка усилителя тормозов 11.12 Прокачка тормозной системы 11.13 Регулировка педали ножного тормоза 11.14 Проверка исправности функционирования и замена датчика-выключателя стоп-сигналов 11.15 Датчики и активатор системы ABS

12. Подвеска и рулевое управление
12.0 Подвеска и рулевое управление 12.1 Спецификации 12.2 Снятие и установка передних амортизаторов 12.3 Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости 12.4 Снятие и установка сборки поворотного кулака со ступицей 12.5 Проверка состояния и замена шаровых опор 12.6 Снятие и установка торсионных штанг 12.7 Снятие и установка верхнего управляющего рычага передней подвески 12.8 Снятие и установка нижнего управляющего рычага передней подвески 12.9 Снятие и установка задних амортизаторов 12.10 Снятие и установка штанги заднего стабилизатора поперечной устойчивости 12.11 Снятие и установка реактивной штанги 12.12 Снятие и установка винтовой пружины задней подвески 12.13 Снятие и установка рычагов задней подвески 12.14 Снятие и установка рулевого колеса 12.15 Проверка состояния, снятие и установка тяг рулевого привода 12.16 Замена защитных чехлов сборки рулевого механизма 12.17 Снятие и установка рулевого механизма 12.18 Снятие и установка рулевого насоса 12.19 Удаление воздуха из гидравлического тракта системы усиления руля 12.20 Колеса и шины – общая информация 12.21 Углы установки колес

13. Кузов
13.0 Кузов 13.1 Спецификации 13.2 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 13.3 Уход за виниловыми элементами отделки 13.4 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 13.5 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 13.6 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 13.7 Обслуживание петель и замков автомобиля 13.8 Замена ветрового и других фиксированных стекол 13.9 Снятие, установка и регулировка положения капота 13.10 Снятие и установка защелки замка капота и троса ее привода 13.11 Снятие и установка декоративной решетки радиатора 13.12 Снятие и установка переднего и заднего бамперов 13.13 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 13.14 Снятие и установка наружных зеркал заднего вида 13.15 Снятие, установка и регулировка дверей 13.16 Снятие и установка передних крыльев 13.17 Снятие, установка и регулировка двери задка 13.18 Снятие и установка стекла и регулятора стеклоподъемника двери задка 13.19 Снятие и установка дверных стекол 13.20 Снятие и установка регуляторов стеклоподъемников 13.21 Снятие и установка защелок, замковых цилиндров и дверных ручек 13.22 Снятие и установка крышки верхнего люка с приводом 13.23 Снятие и установка кожуха рулевой колонки 13.24 Снятие и установка центральной консоли 13.25 Снятие и установка отделочных и главной секций панели приборов 13.26 Снятие и установка решетки воздухозаборника переднего обтекателя 13.27 Снятие и установка сидений 13.28 Снятие и установка внутреннего зеркала заднего вида

14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование 14.1 Поиск причин отказов электрооборудования 14.2 Предохранители – общая информация 14.3 Плавкие вставки – общая информация 14.4 Прерыватели цепи – общая информация 14.5 Реле – общая информация и проверка исправности функционирования 14.6 Цифровая шина данных CAN 14.7 Проверка исправности функционирования и замена прерывателя указателей поворотов/аварийной сигнализации и выключателя последней 14.8 Замена переключателя указателей поворота/переключателя режимов функционирования наружных осветительных приборов 14.9 Замена выключателя зажигания и замка блокировки рулевой колонки 14.10 Проверка исправности функционирования и замена переключателя режимов функционирования очистителей ветрового стекла 14.11 Замена ламп головных фар 14.12 Регулировка направления оптических осей головных фар 14.13 Снятие и установка блок-фар 14.14 Замена ламп 14.15 Снятие и установка аудиосистемы и ее динамиков 14.16 Снятие и установка антенны радиоприемника 14.17 Проверка исправности функционирования, замена электромотора привода стеклоочистителей и насоса омывателей 14.18 Проверка исправности функционирования и замена выключателя обогрева заднего стекла 14.19 Проверка исправности функционирования и восстановительный ремонт обогревателя заднего стекла 14.20 Снятие и установка комбинации приборов 14.21 Проверка исправности функционирования и замена рожков клаксона 14.22 Электропривод наружных зеркал заднего вида – общие сведения и проверка исправности функционирования 14.23 Система управления скоростью (темпостат) – общие сведения, проверка исправности функционирования компонентов 14.24 Электропривод стеклоподъемников – общие сведения и проверка исправности функционирования 14.25 Единый замок и система дистанционного управления дверными активаторами – общие сведения и проверка исправности функционирования 14.26 Ходовые огни светлого времени суток (DRL) 14.27 Подушки безопасности – общая информация 14.28. Схемы электрических соединений – общая информация