|
|
|
138. Установите стопорные кольца подшипников, запрессуйте заглушки, нанеся на них тонкий слой герметика, и передние подшипники уравновешивающих валов в посадочные гнезда блока цилиндров. Запрессуйте подшипники с помощью оправки (Dнар.=50 мм, dвн.=30 мм, L=100 мм), прилагая усилие к наружным кольцам. Подшипники запрессовывайте с внутренней стороны блока цилиндров.
| 139. Установите уравновешивающие валы.
| 140. Установите задние подшипники уравновешивающих валов и запрессуйте их с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
|
|
|
|
141. Установите стопорные кольца задних подшипников уравновешивающих валов с помощью специальных щипцов.
| 142. Смажьте тонким слоем моторного масла вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и установите их в постели блока цилиндров (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки постелей). Вкладыш средней шейки не имеет продольной канавки.
| 143. Установите коленчатый вал двигателя в постели блока цилиндров, предварительно смазав шейки вала (коренные и шатунные) тонким слоем моторного масла. Установите упорные полукольца на среднюю шейку коленчатого вала, предварительно смазав их тонким слоем моторного масла (проточками в сторону шеек вала, кольцо с алюминиевым покрытием белого цвета устанавливайте с передней стороны постели коленчатого вала, а металлокерамическое – с другой стороны постели). Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцом постели.
|
|
|
|
144. Протрите крышки коренных подшипников чистой тряпкой.
| 145. Смажьте вкладыши тонким слоем моторного масла и установите их в крышки коренных подшипников (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки крышек).
| 146. Установите крышки коренных подшипников согласно меткам на них (одна метка – первая крышка со стороны переднего конца коленчатого вала, две метки – вторая, три – третья). Метки на крышках должны быть расположены со стороны генератора.
|
|
|
|
147. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31–84,38 Н/м (6,97–8,61 кгс/м). В первую очередь нужно затягивать болты средней крышки.
| 148. Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.
| 149. Установите упорные пластины задних подшипников уравновешивающих валов и затяните болты их крепления (по два болта на каждой пластине).
|
|
|
|
150. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шестерне привода уравновешивающих валов совпала с приливом на блоке цилиндров. Установите шпонки в пазы задних концов уравновешивающих валов и шестерни уравновешивающих валов. Широкая метка на шестерне уравновешивающего вала должна совпадать с двойной меткой на шестерне коленчатого вала, а узкая метка шестерни другого уравновешивающего вала – с одинарной меткой шестерни коленчатого вала.
| 151. Затяните болты крепления шестерен моментом 45,82–56,60 Н/м (4,68–5,78 кгс/м). Для этого зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив металлический стержень в балансировочное отверстие.
| 152. Обезжирьте привалочную поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала и...
|
|
|
|
153. Запрессуйте сальник в держатель (используя деревянный брусок).
| 154. Обезжирьте поверхность блока цилиндров бензином, соблюдая меры пожарной безопасности.
| 155. ...нанесите тонкий слой герметика на эту поверхность.
|
|
|
|
156. Смажьте рабочую кромку заднего сальника коленчатого вала тонким слоем моторного масла.
| 157. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала на двигатель. Заправьте рабочую кромку сальника деревянной палочкой.
| 158. Затяните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.
|
|
|
|
159. Установите маховик на коленчатый вал штифтами под сцепление наружу, совместив отмеченное отверстие со втулкой на фланце коленчатого вала.
| 160. Установите пластину болтов маховика, нанесите тонкий слой герметика на болты крепления маховика и...
| 161. ...удерживая маховик от проворачивания, затяните болты его крепления моментом 70,81–87,47 Н/м (7,22–8,92 кгс/м). Болты затягивайте крест–накрест.
|
|
|
|
162. Для удобства установки масляного насоса смажьте прокладку насоса тонким слоем консистентной смазки (Литол-24) и установите ее на поверхность блока цилиндров.
| 163. . Залейте в корпус масляного насоса 10–20 г моторного масла и...
| 164. ...проверните шестерни масляного насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их. Шестерни должны вращаться легко, без заеданий.
|
|
|
|
165. Установите масляный насос в сборе на привалочную поверхность блока цилиндров (см. подраздел 10.8.2.), заправьте рабочую кромку переднего сальника деревянной палочкой и...
| 166. Заверните шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.
| 167. Установите шпонку в канавку переднего конца коленчатого вала.
|
|
|
|
168. Установите шкив коленчатого вала и...
| 169. ...напрессуйте его на вал с помощью оправки из мягкого металла.
| 170. Протрите зеркала цилиндров чистой тряпкой. Подберите поршни к цилиндрам по диаметру (маркировка группы нанесена на фланце крепления масляного картера блока цилиндров на днище поршня) и массе.
|
|
|
|
171. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.
| 172. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень так, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки. Обратите внимание, что...
| 173. ...поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.
|
|
|
|
174. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня.
| 175. Протрите поршни и шатуны чистой тряпкой. Установите кольца на поршни (см. операции 100–103).
| 176. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и смажьте их моторным маслом.
|
|
|
|
177. Проверьте легкость перемещения колец в канавках поршня, вращая кольца. Замки колец расположите под углом 120°.
| 178. С помощью специальной оправки сожмите поршневые кольца и...
| 179. ...аккуратно ударяя ручкой молотка по днищу поршня, установите поршни в сборе с шатунами в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена к приводу распределительного вала. При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, иначе можно поломать поршневые кольца.
|
|
|
|
180. Установите крышки шатуна с вкладышами на шатунные болты (при этом номер цилиндра на шатуне и его крышке должен располагаться с одной стороны) и...
| 181. ...осадите их с помощью ручки молотка.
| 182. Затяните гайки крышек шатунных подшипников моментом 43,32–53,51 Н/м (4,42– 5,46 кгс/м).
|
|
|
|
183. Удалите выступающие части прокладки масляного насоса и излишки герметика с привалочной поверхности блока цилиндров под масляный картер.
| 184. Установите маслоприемник с уплотнительным кольцом (показано стрелкой) и затяните три болта его крепления.
| 185. Для удобства установки картера смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного картера и установите ее на поверхность блока цилиндров.
|
| | |
186. Установите масляный картер и затяните одиннадцать болтов его крепления.
| 187. Установите головку блока цилиндров (см. подраздел 10.4.1.). Далее сборку двигателя проводите в порядке, обратном разборке. Установите двигатель на подрамник (см. операции 1–40). Отрегулируйте натяжение ремней привода распределительного вала и генератора.
|