Обнаруживаем утечку масла




Ваша полосатая кошка урча вскарабкалась к вам на колени. Мило, но на ее спине какое-то липкое, пахучее масляное пятно. Брр! Маленькие масляные кошачьи следы ведут прямо в ваш гараж, где лужа маслянистой жидкости таинственным образом запачкала весь пол. Что это такое, а главное, из какой части вашего автомобиля она вылилась? Пора заглянуть под машину. Но течь наблюдается по всему моторному отсеку. Откуда оно взялось?

Начните с выяснения, какой вид масла течет. Можно определить его цвет, нанеся несколько капель на листок белой бумаги. Обычно моторное масло становится черным. Масло автоматической коробки передач и гидроусилителя руля красного цвета, но может поменять цвет на коричневый или даже быть таким темным, что вы можете решить, что это моторное масло. Жидкость для стеклоомывателя синяя, и антифриз тоже, впрочем, он может быть зеленым, золотистым, оранжевым, коричневым или голубым, в зависимости от производителя. Потрогайте жидкость. Если она очень маслянистая, это смазочная жидкость. Антифриз может иметь легкую маслянистость.

Вы точно определили, что это масло, но затрудняетесь с цветом, или откуда оно вытекло. Вынимайте масляные щупы. Проверьте бачок для жидкости гидроусилителя рулевого управления, если масло имеет красноватый оттенок. Если бачок заполнен доверху, а течь спереди, проверьте трубопровод радиатора автоматической коробки передач, особенно если он имеет участки с резиновыми шлангами с хомутами.

Осмотрите масляный щуп. 1 – бачок для жидкости гидроусилителя руля.

Если масло определенно черного цвета, а капли точно под двигателем, это моторное масло, наиболее распространенный тип течи. Но, опять же, вы сталкиваетесь с тем же вопросом: откуда течет? Течь вдоль ребер на блоке цилиндров раздувается по краю прокладочных соединений, и масло попадает везде. Хорошо осветите моторное отделение и осмолите все. Вам может повезти найти источник течки. Но если вы не уверены, ничего не заменяйте. Многие прокладки не только трудно заменять, но они также имеют сложную конструкцию, которая далеко не дешевая. Было бы неприятно потратить целый день, заменяя дорогостоящую прокладку, и все равно обнаружить течь.

Масло может просачиваться через изношенный сайлентблок коленвала или уплотнение распределительного вала. Резиновый край, который плотно примыкает к вращающемуся валу, может, в конце концов, вноситься до такого состояния, при котором напряжение пружинного кольца не предотвращает больше утечку масла. Такой тип уплотнения будет подтекать только при работающем двигателе, в это время масло будет разбрызгиваться от вращающегося вала во все стороны.

Прокладки масляного поддона могут быть просто вырезаны из пробки или представлять дорогие резиновые накладки с металлическими вставками. 2 – РЕЗИНА. 3 – СТАЛЬНОЕ УПЛОТНЯЮЩЕЕ КОЛЬЦО. 4 – ПРОКЛАДКА МАСЛЯНОГО ПОДДОНА.

Поскольку точно определить утечку моторного масла бывает трудно, вам следует поучить всю возможную помощь. К счастью, метод, любимый профессионалами, легко доступен: красители, оставляющие следы, с лампой ультрафиолетового (УВ) излучения. Ее можно использовать для всех жидкостей – масла, топлива, охлаждающей жидкости, даже холодильного агента кондиционера. Индикаторные красители светятся, этому под УВ-излучением (так называемым черным светом) они дают безошибочное желтое или зеленое свечение. Направьте свет, маленькое пятно красителя может показать зам источник течи.

Новейшие красители, оставляющие следы, были созданы в ответ на жалобы механиков на то, что красители плохо видно и большие УВ-лампы было трудно устанавливать. Теперь вы можете найти наборы с компактными, гибкими лампами, учтенной индикацией красителей и желтыми очками с покрытием, которые усиливают проявление красителей.

Наборы обычно включают в себя две бутылки краски, одну для масел, другую для антифриза/охлаждающей жидкости. Индикаторные красители для холодильного агента кондиционера – очень специфические вещи, и они требуют специальных распылителей. Они не входят в обычные наборы, но продаются в специальных наборах для кондиционеров.

Мы использовали набор Tracer Products Leak-Finder Kit (Индикаторный Течеискатель), который выиграл награду от издателей Популярной Механики в 2000 году на Неделе торгового показа Автомобильной послепродажной промышленности. Он стоит меньше 1700 руб. и включает в себя компактную УВ-лампу с гибкой головкой, так что ее можно направить во все укромные уголки подкапотного пространства. Этот набор снабжен 3-метровым шнуром, который имеет зажимы-«крокодильчики», чтобы подсоединять его к клеммам аккумулятора, желтыми очками и бутылкой с 30 г индикаторных красителей для масла и антифриза/охлаждающей жидкости. Вы можете купить отдельно бутылки любого индикатора, который закончился.

Подтекающая главная прокладка будет разбрызгивать масло повсюду, и ее необходимо будет заменить. 5 – ГЛАВНАЯ ПРОКЛАДКА. 6– ПРУЖИННОЕ кольцо. 7 – КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ.

Начните со смешивания дозы индикатора течи масла (15 г, половину прозрачной бутылки) с тем количеством моторного масла, которое осталось в полной бутылке, затем залейте смесь в двигатель. Вы можете залить дозу всего в 15 г в двигатель, но если есть течь, возможно, вам не удастся ничего определить. Если вы просто зальете краситель, он покроет крышку масляной горловины, и потребуется гораздо больше времени, чтобы его смыло моторным маслом и тщательно перемешало маслом. В таком случае обнаружить течь вы сможете не скоро.

После достаточно долгого вождения автомобиля, чтобы дать маслу вытечь, припаркуйте машину над газетой, чтобы поймать текущее масло. Проверьте капли на газете ультрафиолетовой лампой. Если капли светятся, вы готовы найти течь. Поднимите автомобиль на домкрате, поставьте упоры для безопасности и подсоедините зажимы лампы к аккумулятору. Затем наденьте желтые очки, направьте лампу снизу и включите ее.

Поскольку утекающее масло может следовать извилистыми путями, ищите самый яркий след индикатора масла, и он приведет вас к месту утечки. В нашем случае дорожка брала начало у трубки масляного щупа, которая имела пропускающее кольцевое уплотнение. В большинстве случаев вы обнаружите ослабленное соединение с уплотнением, которое вы сможете повторно затянуть. Однако во многих случаях уплотнительная прокладка бывает очень сильно сжата в соединении, и повторное затягивание не устранит течь.

Если вы не хотите вкладывать деньги в приобретение течеискателя, есть другой способ найти течь. Вы можете использовать пару вещей, которые есть у вас дома – одна в гараже, другая в медицинском кабинете.

Вещь из гаража – это аэрозольный обезжириватель/очиститель для двигателя. Используйте его, чтобы размягчить дорожную грязь, затем вымойте весь налет с двигателя, трансмиссии и смежной нижней части кузова с помощью водяного шланга. Проедьте на автомобиле, чтобы высушить его  или, если он поднят и стоит на упорах, тщательно сметите и высушите куском ткани. Это то, что вам придется сделать в любом случае, чтобы убрать толстый дорожный налет. Ваша цель – удалить всю грязь, чтобы не спутать ее с потеками масла.

Из медицинского кабинета возьмите порошок в аэрозольной упаковке, типа того, что используется для лечения грибка стопы и распылите под тем местом, где идет основная утечка, так близко к блоку цилиндров, как только сможете.

Тщательно очистите подозрительные места и высушите их. Обильно посыпьте порошком, чтобы обозначить место утечки.

Порошок прилипнет и покроет металл, образовав белый налет. Затем вам нужно ездить на автомобиле, пока не потечет масло, –  избегайте влажных, грязных дорог во время поездки. Надежда здесь на то, что течь образует одну широкую, направленную ровно вниз дорожку (даже если будут тонкие боковые потеки из-за воздушного потока). Если такое произойдет, то дорожка ясно укажет направление течи по двигателю. Вы можете провести такую же процедуру ближе к верхней части двигателя, чтоб точно определить некоторые течи, особенно из уплотнений впускного коллектора. Тем менее, если потеки масла раздувает по всему двигателю быстрее, чем первая капля упадет на землю, лучше для надежности воспользоваться ультрафиолетовой лампой и индикаторными красителями.

Уплотнительные прокладки

Если вы посмотрите на пару механически обработанных поверхностей или даже на современные, хорошо обработанные поверхности двигателя, вы можете заинтересоваться, почему уплотняющая прокладка, кольцо или другой тип уплотнения нужен для того, чтобы предотвратить утечку масла. За исключением уплотнений вокруг вращающихся деталей, разве недостаточно плотно прижать ровные детали друг к другу, чтобы избежать масляной течи?

Ответ такой: близко, но нет. К сожалению, даже сопряженные соединения, привинченные болтами, выглядят намного более аккуратными, чем они есть в действительности, и жидкости могут просачиваться сквозь них. Роль гибкого материала в соединениях – компенсировать все неровности и зазоры, чтобы предотвратить или хотя бы минимизировать утечку. 

1– ЖЕСТКАЯ КРЫШКА (КРЕПЛЕНИЕ ЖЕЛОБЧАТОЙ ПРОКЛАДКИ). 2 – СОВМЕЩЕННЫЙ МАСЛ03АЛИВН0Й ЗОНД И ЩУП. 3 – ПЕРЕДНЯЯ КРЫШКА (КРЕПЛЕНИЕ ЖЕЛОБЧАТОЙ ПРОКЛАДКИ). 4 – ВИТ0Н0ВЫЙ МАТЕРИАЛ. 5– УПЛОТНЕНИЕ. 6 – БОЛЕЕ ШИРОКОЕ УПЛОТНЕНИЕ С ВЫСТУПАЮЩИМ ВАЛИКОМ. 7 – ПРОКЛАДКИ.

Гибкий материал – это уплотнительная прокладка. Устройство прокладки само по себе сложное искусство. Простые материалы, такие как пробка, хорошо сжимаются и компенсируют довольно большие неровности, но под давлением нескольких болтов с пробковыми прокладками вскоре происходит термическая усадка, также называемая «остаточной деформацией при сжатии». 

Помогает затяжка уплотнительных прокладок повторно, после чего они могут прослужить еще долгое время. Но если это не помогает, прокладку следует заменить. Современные уплотняющие прокладки для масла (как автомобильные прокладки) сделаны из жаростойких синтетических материалов, в сочетании с натуральными волокнами, которые более устойчивы к деформации при сжатии. Они имеют специально сконструированные формы, которые при сжатии обеспечивают более надежную герметизацию. Это могут быть металлические уплотняющие кольца вокруг отверстий под болты, чтобы предотвратить чрезмерное затягивание. 

Прокладки часто сделаны с поднятыми резиновыми «валиками», в некоторых случаях имеют одиночный широкий валик, в других имеют две или более реберные конструкции, которые образуют несколько барьеров против утечки масла. Прокладки обычно имеют такую форму, которая совпадает с канавками на сопряженных металлических поверхностях. Либо уплотнительная прокладка похожа на большую резиновую ленту или обрезанную под прямым углом полоску и подходит к выемкам на каждой поверхности.

Опубликовано: 01 августа 2014