Особенности конструкции Иж Ода


 


Двигатель рядный, верхнеклапанный, четырехцилиндровый, четырехтактный, карбюраторный.

Продольный разрез двигателя мод. 331
Рис. 2.1. Продольный разрез двигателя мод. 331: 1 – звездочка ведомая распределительного вала; 2 – крышка головки блока; 3 – прокладка крышки головки блока; 4 – головка блока; 5 – гильза цилиндров; 6 – картер сцепления; 7 – кожух; 8 – соединительная пластина; 9 – подшипник выключения сцепления; 10 – нажимная диафрагменная пружина; 11 – нажимной диск; 12 – маховик; 13 – ведомый диск сцепления; 14 – вкладыш коренного подшипника; 15 – коленчатый вал; 16 – крышка коренного подшипника; 17 – вкладыш шатунного подшипника; 18 – масляный насос; 19 – фильтр масляный; 20 – звездочка ведущая цепной передачи; 21 – привод масляного насоса; 22 – храповик; 23 – сальник коленчатого вала; 24 – блок цилиндров; 25 – шатун; 26 – палец поршневой; 27 – поршень; 28 – распределитель зажигания; 29 – прокладка головки блока цилиндров; 30 – цепь привода распределительного вала


Поперечный разрез двигателя мод. 331
Рис. 2.2. Поперечный разрез двигателя мод. 331: 1 – блок цилиндров; 2 – узел правой подвески; 3 – выпускной коллектор; 4 – седло выпускного клапана; 5 – выпускной клапан; 6 – пружина клапана большая; 7 – пружина клапана малая; 8 – коромысло клапана; 9 – ось коромысел выпускных клапанов; 10 – распределительный вал; 11 – пробка маслоналивного патрубка; 12 – ось коромысел впускных клапанов; 13 – головка цилиндров; 14 – карбюратор; 15 – впускная труба; 16 – впускной клапан; 17 – седло впускного клапана; 18 – поршень; 19 – указатель уровня масла; 20 – стартер; 21 – шатун; 22 – узел левой подвески; 23 – коленчатый вал; 24 – масляный картер; 25 – маслозаборник


Блок цилиндров 24 ( рис. 2.1) отлит из алюминиевого сплава и имеет легкосъемные чугунные гильзы. Для снижения высоты двигателя оси цилиндров отклонены на угол 20° от вертикали. Рубашка охлаждения блока открыта в верхней части в сторону головки. Головка 4 блока отлита из алюминиевого сплава с впускными и выпускными каналами. С левой стороны к головке на шпильках крепится впускная труба, с правой — выпускной коллектор. Внутри головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания в нижней части головки. К блоку цилиндров головка крепится через прокладку шпильками. В верхней части головки установлен распределительный вал 10 ( рис. 2.2), своими кулачками перемещающий через коромысла 8 впускные 16 и выпускные 5 клапаны в направляющих втулках. Коромысла, установленные на осях 9 и 12, удерживаются от смещения с помощью пружин. Для регулировки тепловых зазоров в клапанном механизме на конце длинного плеча коромысел ввернут нажимной болт, который стопорится контргайкой. Распределительный вал приводится в действие двухрядной втулочной цепью 30 (см. рис. 2.1), расположенной в передней части двигателя и закрытой крышками. Для компенсации растяжения звеньев цепи в процессе эксплуатации предусмотрен механизм натяжения. Головка блока закрыта крышкой, в которой расположены наливная горловина для масла и трубка для отвода картерных газов. Слева на головке установлен бензонасос с приводом от эксцентрика распределительного вала с помощью штока.
Коленчатый вал 23 (см. рис. 2.2) цельнокованый, установлен на пяти подшипниках скольжения. Крышки подшипников из ковкого чугуна крепятся к блоку двумя шпильками каждая. На переднем конце коленчатого вала установлены ведущая звездочка распределительного вала, ведущая шестерня привода распределителя зажигания и масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик.
Шатуны 25 (см. рис. 2.1) стальные кованые с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлен подшипник скольжения в виде вкладышей из сталеалюминиевой ленты, в верхней — бронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом поршне установлены три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — маслосъемное.
Масляный картер литой алюминиевый, с отлитыми ребрами для охлаждения, закрывает блок цилиндров снизу и служит резервуаром для масла.
Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются опоры коленчатого вала, подшипники нижних головок шатунов, распределительный вал и коромысла. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла.
Система смазки состоит из масляного картера 24 (см. рис. 2.2), маслозаборника 25 с сеткой для грубой очистки масла, шестеренчатого масляного насоса 18 (см. рис. 2.1), расположенного в нижней крышке распределительных звездочек и приводимого во вращение от общего с распределителем зажигания привода, редукционного клапана, полнопоточного фильтра 19 тонкой очистки масла с перепускным клапаном, датчика давления масла и масляных каналов.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, расположенной в пространстве между гильзами и стенками блока цилиндров, канала в головке блока, каналов во впускной трубе, соединительных шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный водяной насос. Для регулировки температурного режима двигателя в систему охлаждения устанавливают термостат, отключающий большой контур системы на непрогретом двигателе при низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателя состоит из топливного насоса, имеющего механизм для ручного привода, карбюратора и топливных шлангов.
Система зажигания включает в себя распределитель, расположенный на крышке распределительных шестерен, катушку высокого напряжения, свечи и провода высокого напряжения.
От надежной и безотказной работы двигателя зависит успешная эксплуатация всего автомобиля.
Своевременное устранение дефектов двигателя, вызванных износом отдельных деталей, избавит от сложного и дорогостоящего ремонта (например, можно избежать замены коленчатого вала или его шлифовки, замены гильз цилиндров и т.п., если вовремя заменить вкладыши подшипников коленчатого вала, поршневые кольца).
Перечень неисправностей двигателя и способы их устранения даны в таблице.
 



1. Эксплуатация и техническое обслуживание
1.0 Эксплуатация и техническое обслуживание 1.1 Технические характеристики автомобилей 1.2. Общие данные 1.3. Эксплуатация 1.4. Техническое обслуживание

2. Двигатель
2.0 Двигатель 2.1. Двигатель модели 331 2.2. Двигатель модели 2106

3. Трансмиссия
3.0 Трансмиссия 3.1. Сцепление 3.2. Коробка передач 3.3. Карданная передача 3.4. Задний мост

4. Ходовая часть
4.0 Ходовая часть 4.1. Передняя подвеска 4.2. Задняя подвеска 4.3. Шины и колеса

5. Рулевое управление
5.0 Рулевое управление 5.1 Возможные неисправности рулевого управления, их причины и способы устранения 5.2 Особенности конструкции 5.3 Проверка технического состояния рулевого управления на автомобиле 5.4 Ремонт рулевого механизма

6. Тормоза
6.0 Тормоза 6.1 Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения 6.2 Определение технического состояния тормозной системы 6.3 Меры предосторожности и рекомендации при ремонте тормозной системы 6.4 Тормозная педаль 6.5. Главный тормозной цилиндр 6.6. Вакуумный усилитель 6.7. Тормозной механизм переднего колеса 6.8. Тормозной механизм заднего колеса 6.9. Регулятор давления 6.10. Сигнальное устройство 6.14. Стояночный тормоз

7. Электрооборудование
7.0 Электрооборудование 7.1 Провода и предохранители 7.2. Электрооборудование автомобилей моделей ИЖ-2717–220 и Иж-27171–020 7.3. Электрооборудование автомобилей моделей ИЖ-2717–230 и ИЖ-27171–030 7.4. Электрооборудование автомобилей моделей иж-27171–020 и иж-27171–030

8. Кузов
8.0 Кузов 8.1 Особенности конструкции 8.2 Ремонт каркаса и навесных узлов 8.3. Ремонт арматуры кузова 8.4. Замки и приводы замков боковых дверей 8.5 Замок и привод замка капота 8.6 Обивка 8.7 Сиденья 8.8 Зеркала заднего вида 8.9 Снятие и установка поручней

9. Приложения
9.0 Приложения 9.1 Приложение 1. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений, Н·м (кгс·м) 9.2 Приложение 2. Подшипники качения 9.3 Приложение 3. Смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 9.4 Приложение 4. Перечень электроламп 9.5 Приложение 5. Масса основных агрегатов и узлов (кг) 9.6 Приложение 6. Заправочные объемы (номинальные), л