Аккумуляторная батарея ГАЗ 2705


 



Аккумуляторная батарея
Рис. 9.1. Аккумуляторная батарея: 1 — крышка; 2 — пробка; 3 — заливное отверстие




Уровень электролита в аккумуляторной батарее ( рис. 9.1) должен быть между метками MIN и MAX на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии — по нижнюю кромку заливного отверстия.
При эксплуатации рекомендуется поддерживать определенную плотность электролита (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Плотность электролита для различных климатических районов*
Плотность электролита для различных климатических районов*
Климатические зоны. Средняя месячная температура воздуха в январе,° С
Время года
Плотность электролита, приведенная к температуре 25° С, г/см3
заливаемого
заряженной батареи
Очень холодная (от -50 до -30)
Зима                      Лето
1,28                         1,24
1,30                            1,26
Холодная (от -30 до -15)
Круглый год
1,26
1,28
Умеренная (от -15 до -4)
Круглый год
1,24
1,26
Жаркая (от 4 до 15)
Круглый год
1,22
1,24
Теплая, влажная (от 4 до 6)
Круглый год
1,2
1,22
* Допустимые отклонения плотности электролита от значений в таблице не должны превышать          0,01 г/см3.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, снимите батарею с автомобиля и на зарядной станции откорректируйте плотность.
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Длительное пребывание батареи в разряженном состоянии или с пониженным уровнем электролита, а также длительные пуски двигателя, особенно в холодное время, выводят батарею из строя.
Уровень электролита следует проверять на холодной батарее; если необходимо, доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепаратором. При доливе нужно вывернуть пробку, долить дистиллированную воду до уровня начала резьбы в наливном отверстии и ввернуть пробки на место. Не следует допускать превышения указанного уровня во избежание выплескивания электролита.
Периодически рекомендуется проверять плотность электролита с помощью денсиметра, имеющего шкалу от 1,100 до 1,300 г/см 3. Денсиметр устанавливать в отверстия аккумуляторов вертикально. После засасывания электролита грушей следить при замере, чтобы поплавок денсиметра не касался стенок колбы.
Замерить температуру электролита и внести поправку на температуру (табл. 9.2).
Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи. Перед замером плотности не следует доливать в батарею дистиллированную воду и производить пуск двигателя стартером. При определении степени разряженности батареи следует пользоваться данными табл. 9.3, внеся в показания денсиметра температурную поправку согласно табл. 9.2.

Таблица 9.2. Температурная поправка к показанию денсиметра
Температурная поправка к показанию денсиметра
Температура электролита,° С
Поправка к показаниям денсиметра, г/см3
От +45 до +60
0,02
От +30 до +45
0,01
От +20 до +30
0
От +5 до +19
-0,01
От -10 до +4
-0,02
От -25 до -11
-0,03
От -40 до -26
-0,04
От -55 до -41
-0,05

Таблица 9.3. Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Полностью заряженная батарея
Батарея разряжена
на 25%
на 50%
1,3
1,26
1,22
1,28
1,24
1,2
1,26
1,22
1,18
1,24
1,2
1,16
1,22
1,18
1,14


Примечание
Перед установкой на автомобиль аккумуляторные батареи заряжаются до плотности 1,25—1,27 г/см 3 . Плотность электролита должна быть скорректирована в зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля

Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и на 25% зимой, то ее следует поставить на зарядку.
Если плотность электролита в элементах батареи не одинакова и разница в плотности превышает 0,01 г/см 3, ее следует выровнять, доливая в аккумуляторы электролит плотностью 1,4 г/см 3, когда плотность ниже нормы, или дистиллированную воду, когда она выше нормы.
Доливать в аккумуляторную батарею электролит плотностью 1,4 г/см 3 можно, когда батарея полностью заряжена, т. е. плотность электролита достигла постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита.
Состояние батареи можно также проверить с помощью нагрузочной вилки.
Электролит готовится из смеси серной кислоты и дистиллированной воды (табл. 9.4).
Для приготовления электролита применяется кислотостойкая посуда, в которую заливается сначала вода, а затем — при непрерывном перемешивании — кислота. Заливка воды в кислоту не допускается.
Для получения электролита определенной плотности следует руководствоваться табл. 9.4.

Таблица 9.4. Приготовление электролита определенной плотности
Приготовление электролита определенной плотности
Требуемая плотность электролита при температуре 25° С, г/см 3
Количество, л
воды
серной кислоты
1,2
0,859
0,2
1,22
0,839
0,221
1,24
0,819
0,242
1,26
0,8
0,263
1,28
0,781
0,285
1,4
0,65
0,423

Примечание
Расчет приведен для получения 1 л электролита. Плотность серной кислоты 1,83 г/см 3 при температуре 25° С.

Температура электролита должна быть не ниже 15° и не выше 25° C.
После заливки электролита выдерживают 20—120 мин и замеряют плотность. Если плотность электролита понизилась более, чем на 0,03 г/см 3, относительно плотности заливаемого электролита, батарея может использоваться. Если плотность снизилась более, чем на 0,03 г/см 3, батарею следует зарядить.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до –30° C.
Батареи устанавливаются в один ряд в нормальном положении выводами вверх. Пробки батареи должны быть плотно ввернуты. Герметизирующие детали не должны удаляться. Срок хранения батарей не должен превышать трех лет.
Хранить заряженные батареи с электролитом в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже –30° и не выше 0° C.
Батареи, снятые с автомобилей после непродолжительной эксплуатации, а также батареи, залитые электролитом, но не бывшие в эксплуатации, устанавливаются на хранение после их полной зарядки и доведения плотности электролита до нормы, соответствующей климатическому району.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации, перед постановкой на хранение следует полностью зарядить, проверить плотность электролита и его уровень. Затем подвергнуть их контрольно-тренировочному разряду (см. «Проверка батареи»), чтобы убедиться в их удовлетворительном техническом состоянии.
После разрядки батареи следует вновь зарядить, насухо протереть и ввернуть пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.

Примечание
В батарее с электролитом плотностью 1,30 г/см 3 , принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, следует довести плотность до 1,29 г/см 3 , так как концентрированный электролит ускоряет разрушение пластин и сепараторов.


Резервные батареи, которые могут потребоваться в любой момент для установки на автомобили, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током 5,5—6,0 А.
При температуре хранения 0° С и ниже ежемесячно проверять плотность электролита и подзаряжать батареи, если плотность ниже 1,22 г/см 3.
У батарей, поставленных на хранение в связи с сезонным перерывом эксплуатации, также следует ежемесячно проверять плотность электролита. Заряжать их следует непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 2° С) ниже 1,22 г/см 3 во время хранения при температуре ниже 0° С или падении плотности электролита ниже 1,20 г/см 3 во время хранения при положительной температуре. Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше 0° С — не более полутора лет, а при температуре 15— 25° C — около 9 месяцев.
Проверка батареи
Для проверки исправности батареи проводят контрольно-тренировочный цикл:
- батарею зарядить током 5,5 А;
- к концу зарядки, если электролит по плотности отличается от указанного в табл. 9.1, произвести доводку плотности электролита путем доливки дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,4 г/см 3, когда она ниже нормы;
- по окончании зарядки батарею подвергают разрядке током 5,5 А.
Температура электролита в начале разрядки должна быть 18—27° С. Замеры напряжения и температуры производить через каждые два часа.
После того как напряжение в аккумуляторах снизится до 1,85 В, замеры производятся через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разрядки батарею вновь приведите в полностью заряженное состояние.
Если при этих условиях продолжительность разрядки не меньше, чем указано в табл. 9.5 для батарей с электролитом соответствующей плотности, батарея вполне пригодна для эксплуатации.

Таблица 9.5. Определение исправности аккумуляторной батареи
Определение исправности аккумуляторной батареи
Плотность электорлита заряженной батареи, приведенная к температуре 25 °C, г/см 3
Продолжительность разрядки, ч
1,28
7,5
1,26
6,5
1,24
5,5



 



1. Введение
1.0 Введение

2. Паспортные данные автомобиля
2.0 Паспортные данные автомобиля 2.1 Идентификационный номер ТС (VIN)

3. Технические данные и характеристики автомобилей
3.0 Технические данные и характеристики автомобилей

4. Органы управления и приборы
4.0 Органы управления и приборы

5. Двигатель
5.0 Двигатель 5.1. Двигатели ЗМЗ-4025, -4026 5.2. Двигатели УМЗ-4215С*, УМЗ-42150* 5.3. Двигатели ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063

6. Трансмиссия
6.0 Трансмиссия 6.1. Сцепление 6.2. Коробка передач 6.3. Карданная передача 6.4. Задний мост

7. Ходовая часть
7.0 Ходовая часть 7.1. Подвеска 7.2. Колеса и шины 7.3. Ступицы задних колес 7.4. Ступицы передних колес 7.5. Балка передней подвески и рулевые тяги

8. Рулевое управление
8.0 Рулевое управление 8.1 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения 8.2 Техническое обслуживание рулевого управления 8.3. Регулировка рулевого управления 8.4. Ремонт рулевого управления

9. Тормозная система
9.0 Тормозная система 9.1 Возможные неисправности тормозных систем и способы их устранения 9.2 Рабочая тормозная система 9.3 Запасная тормозная система 9.4. Вакуумный усилитель 9.5 Главный тормозной цилиндр 9.6 Регулятор давления 9.7 Тормозные механизмы передних колес 9.8 Тормозные механизмы задних колес 9.9 Стояночная тормозная система 9.10. Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем

10. Электрооборудование
10.0 Электрооборудование 10.1. Электрооборудование автомобилей с двигателями ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026 10.2 Электрооборудование автомобилей с двигателями 4215С, 42150 10.3. Электрооборудование автомобилей с двигателями ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063

11. Кузов автомобиля
11.0 Кузов автомобиля 11.1 Особенности технического обслуживания кузова 11.2 Ремонт кузова 11.3. Замена кузова 11.4. Двери 11.5. Отопление и вентиляция кузова

12. Техническое обслуживание
12.0 Техническое обслуживание 12.1 Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) 12.2 Периодичность ТО-1 и ТО-2 в зависимости от условий эксплуатации 12.3 Периодическое техническое обслуживание* (ТО-1, ТО-2, СО) 12.4 Смазка автомобиля

13. Приложения
13.0 Приложения 13.1 Приложение 1. Заправочные объемы 13.2 Приложение 2. Лампы, применяемые на автомобиле 13.3 Приложение 3. Подшипники качения, применяемые на автомобиле 13.4 Приложение 4. Манжеты и уплотнители, применяемые на автомобиле 13.5 Приложение 5. Моменты затяжки 13.6 Приложение 6. Эксплуатационные материалы 13.7 Приложение 7. Перечень изделий, содержащих драгоценные металлы 13.8 Cхема 1. 13.9 Схема 2.