Кривошипно-шатунный механизм Мерседес W123
Кривошипно-шатунный механизм
Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
Характеристика | Значение |
Зазор между поршнем и цилиндром, мм | |
номинальный | |
| 0,016—0,040 |
| 0,025—0,035 |
предельно допустимый в эксплуатации | 0,10 |
Диаметр поршней *
Параметр, мм | Модель двигателя
| |||
М 115.938
| М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| М 115.954
| |
номинальный | ||||
| 86,98 | 88,968—88,982 | 95,468—95,482 | 93,73 |
| — | 88,978—88,992 | 95,478—95,492 | — |
| — | 88,988—89,002 | 95,488—95,502 | |
1-й ремонтный размер | ||||
| 87,48 | 89,468—89,482 | 95,968—95,982 | 94,13 |
| — | 89,478—89,492 | 95,978—95,992 | — |
| — | 89,488—89,502 | 96,988—96,002 | — |
2-й ремонтный размер | ||||
| 87,98 | 89,968—89,982 | 96,468—96,482 | 94,53 |
| — | 89,978—89,992 | 96,478—96,492 | — |
| — | 89,988—90,002 | 96,488—96,502 | — |
3-й ремонтный размер | ||||
| 88,48 | — | — | — |
Параметр, мм
| М 123.920, М 123.921
| М 110.923
| М 110.984, М 110.988
| |
номинальный | ||||
| 85,98 | 85,98 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
1-й ремонтный размер | ||||
| 86,48 | 86,48 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
2-й ремонтный размер | ||||
| 86,98 | 86,98 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
3-й ремонтный размер | ||||
| — | — |
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
Параметр, мм | Модель двигателя
| |
М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| |
Диаметр | ||
| 23,995—24,000 | |
| 15,5 | |
Длина | — | |
Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна | 0,007—0,02 | |
Зазор между пальцем и бобышкой поршня | 0,002—0,012 |
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
Параметр, мм | Модель двигателя
| |||
М 115.938
| М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| М 115.954
| |
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,05—0,08 | 0,05—0,085 | 0,050—0,085 | |
нижнее компрессионное кольцо | 0,03—0,06 | 0,01—0,03 | 0,03—0,06 | |
маслосъемное кольцо | 0,01—0,04 | 0,01—0,045 | 0,01—0,04 | |
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,15 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,10 | |||
маслосъемное кольцо | 0,16 | 0,10 | 0,16 | |
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,30—0,55 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,25—0,45 | |||
маслосъемное кольцо | 0,25—0,50 | |||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
нижнее компрессионное кольцо | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
маслосъемное кольцо | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
Параметр, мм
| М 123.920, М 123.921
| М 110.923
| М 110.984, М 110.988
| |
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,050—0,085 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,03—0,06 | |||
маслосъемное кольцо | 0,01—0,04 | |||
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,15 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,10 | |||
маслосъемное кольцо | 0,16 | |||
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,30—0,55 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,25—0,45 | |||
маслосъемное кольцо | 0,25—0,50 | |||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 1,0 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,8 | |||
маслосъемное кольцо | 0,8 |
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
Характеристика | Значение |
Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм | |
| 0,045 |
| 0,030 |
| 0,040 |
| 0,040 |
Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм | 0,002 |
Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм | 0,02 |
Характеристики шатунов
Параметр, мм | Модель двигателя
| |||
М 115.938
| М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| М 115.954
| |
Диаметр нижней головки шатуна | 55,60—55,62 | 51,60—51,619 | 55,60—55,62 | |
Диаметр верхней головки шатуна | 29,00—29,02 | 27,00—27,021 | 29,00—29,02 | |
Внутренний диаметр втулки верхней головки | 26,012—26,018 | 24,007—24,015 | 26,012—26,018 | |
Расстояние между осями отверстии головок | 148,95—149,05 | 144,95—145,05 | 148,95—149,05 | |
Ширина нижней головки | 32.08—32,10 | 27,857—27,90 | 32.08—32.10 | |
Параметр, мм
| М 123.920, М 123.921
| М 110.923
| М 110.984, М 110.988
| |
Диаметр нижней головки шатуна | 51,60—51,62 | |||
Диаметр верхней головки шатуна | 26,00—26,02 | |||
Внутренний диаметр втулки верхней головки | 23,007—23,013 | |||
Расстояние между осями отверстии головок | 130,95—131,05 | |||
Ширина нижней головки | 27,86—27,89 |
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
Характеристика | Значение |
Диаметр резьбы | М9х1 |
Диаметр стержня, мм | |
М 102 | |
| 8,3—8,4 |
| 8,0 |
М 115 | |
| 8,3—8,4 |
| 8,0 |
М 110 | |
| 7,3—7,4 |
| 7,1 |
М 123 | |
| 7,3—7,4 |
| 7,1 |
Высота головки болта (М 102), мм | 5,0—5,2 |
Длина резьбовой части (М 102), мм | 40,0 |
Длина до головки (М 102), мм | 51,7—52,0 |
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
Характеристика | Значение |
Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм | 0,02 |
Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм | 2,5—3,0 |
Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм | 29,987—30,000 |
Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм | 0,030 |
Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм | 92,874—92,928 |
Нецилиндричность фланца, до, мм | 0,02 |
Биение фланца, до, мм | 0,012 |
Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм | |
| 0,07 |
| 0.10 |
Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
Характеристика | Значение |
Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм | |
| 0,025—0,045 |
| 0,070 |
Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм | |
| 0,030—0,050 |
| 0,070 |
Осевой зазор коленчатого вала, мм | |
| 0,06—0,22 |
| 0,30 |
Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм | |
| 0,11—0,23 |
| 0,50 |
Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм | 0,025 |
Допустимая конусность в эксплуатации, мм | |
| 0,010 |
| 0,015 |
Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см | 15 |
Параметры коленчатых валов
Параметр, мм | Модель двигателя
| |||
М 115.938
| М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| М 115.954
| |
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный | ||||
| 69,95—69,96 | 57,935—57,940 | 69,95—69,96 | |
| * | 57,940—57,945 | * | |
| * | 57,945—57,950 | * | |
| * | 57,950—57,955 | * | |
| * | 57,955—57,960 | * | |
| * | 57,960—57,965 | * | |
1-й ремонтный размер | 69,70—69,71 | 57,705—57,715 | 69,70—69,71 | |
2-й ремонтный размер | 69,45—69,46 | 57,455—57,465 | 69,45—69,46 | |
3-й ремонтный размер | 69,20—69,21 | 57,205—57,215 | 69,20—69,21 | |
4-й ремонтный размер | 68,95—68,96 | 57,955—57,965 | 68,95—68,96 | |
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная | 34,00—34,03 | 28,500—28,521 или 28,600—28,621 | 34,00—34,03 | |
1-й ремонтный размер | 34,00—34,03 | 28,700—28,721 | 34,00—34,03 | |
2-й ремонтный размер | до 34,60 | 28,900—28,921 | до 34,60 | |
3-й ремонтный размер | до 34,60 | 29,000—29,021 | до 34,60 | |
4-й ремонтный размер | до 34,60 | * | до 34,60 | |
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
| — | 23,979—24,000 | — | |
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная | 51,97—51,96 | 47,955—47,965 | 51,97—51,96 | |
1-й ремонтный размер | 51,70—51,71 | 47,705—47,715 | 51,70—51,71 | |
2-й ремонтный размер | 51,45—51,46 | 47,455—47,465 | 51,45—51,46 | |
3-й ремонтный размер | 51,20—51,21 | 47,205—47,215 | 51,20—51,21 | |
4-й ремонтный размер | 50,95—50,96 | 46,955—46,965 | 50,95—50,96 | |
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная | 32,0—32,1 | 27,000—28,034 | 32,0—32,1 | |
ремонтный размер | до 32,30 | до 28,30 | до 32,30 | |
Параметр, мм
| М 123.920, М 123.921
| М 110.923
| М 110.984, М 110.988
| |
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный | ||||
| 59,95—59,96 | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
1-й ремонтный размер | 59,70—59,71 | |||
2-й ремонтный размер | 59,45—59,46 | |||
3-й ремонтный размер | 59,20—59,21 | |||
4-й ремонтный размер | 58,95—58,96 | |||
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная | 29,00—29,02 | |||
1-й ремонтный размер | 29,00—29,02 | |||
2-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
3-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
4-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
— | — | — | ||
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная | 47,95—47,96 | |||
1-й ремонтный размер | 47,70—47,71 | |||
2-й ремонтный размер | 47,45—47,46 | |||
3-й ремонтный размер | 47,20—47,21 | |||
4-й ремонтный размер | 46,95—46,96 | |||
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная | 28,00—28,08 | |||
ремонтный размер | до 28,30 |
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.
Характеристика | Значение |
Ширина вкладышей, мм | |
Двигателей М 102 и М 115 | |
| 33,80—33,90 |
| 34,40—34,60 |
Двигателей М 110 и М 123 | |
| 28,78—28,90 |
| 29,40—29,60 |
Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.
Двигатели моделей М 102 выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников, увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума при работе двигателя. |
Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников
Параметр, мм | Модель двигателя
| |||
М 115.938
| М 102.920, М 102.939
| М 102.980, М 102.982
| М 115.954
| |
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная | 2,25 | 2,25 | 2,25 | |
1-й ремонтный размер | 2,37 | 2,37 | 2,37 | |
2-й ремонтный размер | 2,50 | 2,50 | 2,50 | |
3-й ремонтный размер | 2,62 | 2,62 | 2,62 | |
4-й ремонтный размер | 2,75 | 2,75 | 2,75 | |
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная | 1,80 | 1,80 | ||
1-й ремонтный размер | 1,92 | 1,92 | ||
2-й ремонтный размер | 2,05 | 2,05 | ||
3-й ремонтный размер | 2,17 | 2,18 | 2,17 | |
4-й ремонтный размер | 2,30 | 2,30 | ||
Параметр, мм
| М 123.920, М 123.921
| М 110.923
| М 110.984, М 110.988
| |
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная | 3,50 | |||
1-й ремонтный размер | 3,63 | |||
2-й ремонтный размер | 3,75 | |||
3-й ремонтный размер | 3,88 | |||
4-й ремонтный размер | 4,00 | |||
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная | 1,81 | |||
1-й ремонтный размер | 1,93 | |||
2-й ремонтный размер | 2,06 | |||
3-й ремонтный размер | 2,18 | |||
4-й ремонтный размер | 2,31 |
Маховик двигателя М 102
Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив сверления в коленчатом вале.
Характеристика | Значение |
Диаметр центрирующего буртика венца, мм | 275,31—275,39 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью кожуха сцепления, мм | 22,5—22,6 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта крепления маховика, мм | |
| 16,6 |
| 15,5 |
Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более, мм | 0,05 |
Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм | 222,0 |
Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм | 253,0 |
Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика, мм | |
| 8,5 |
| 8,0 |
Длина болта до головки, мм | |
| 22±0,2 |
| 22,5 |
1. Введение
1.0 Введение
1.1 Паспортные данные
1.2 Подъем и буксировка
1.3 Общие требования к ремонту автомобиля
1.4 Общие сведения
2. Бензиновые двигатели
2.0 Бензиновые двигатели
2.1. Головка цилиндров
2.2. Регулировка двигателя
2.5. Система впрыска топлива K-Jetronic
2.6. Система впрыска топлива L-Jetronic
2.7. Работы на автомобиле
2.8. Работы на двигателе М 102
2.9. Работы на двигателях М 110 и М 123
3. Сцепление
3.0 Сцепление
3.1. Снятие и установка сцепления
3.2 Неисправности сцепления и методы их устранения
4. Механическая коробка передач
4.0 Механическая коробка передач
4.1 Снятие и установка коробки передач
4.2. Разборка коробки передач
4.3. Сборка коробки передач
4.4. Регулировка привода переключения передач (от рычага на туннеле пола кузова)
5. Автоматическая трансмиссия
5.0 Автоматическая трансмиссия
5.1 Замена масла и масляного фильтра, проверка уровня масла
5.2 Снятие и установка автоматической КП
5.3. Трансформатор крутящего момента
5.4. Обслуживание и регулировка
6. Карданная передача и задний мост
6.0 Карданная передача и задний мост
6.1. Карданная передача
6.2. Задний мост
7. Передняя подвеска
7.0 Передняя подвеска
7.1 Снятие и установка пружин передней подвески
7.2 Проверка, снятие и установка амортизаторов
7.3 Снятие и установка штанги переднего стабилизатора поперечной устойчивости
7.4 Снятие и установка передней подвески в сборе
7.5 Снятие, установка и регулировка ступицы и подшипников передних колес
7.6 Снятие, разборка и установка поворотного кулака
7.7 Снятие и установка верхнего рычага подвески
7.8 Снятие и установка нижнего рычага передней подвески
7.9 Снятие и установка вспомогательной тяги передней подвески
7.10 Проверка и регулировка углов установки передних колес
8. Задняя подвеска
8.0 Задняя подвеска
8.1 Снятие, проверка и установка амортизаторов
8.2 Снятие и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости
8.3 Снятие и установка пружины задней подвески
8.4. Снятие и установка задней подвески в сборе
8.5 Система автоматического регулирования положения кузова
9. Рулевое управление
9.0 Рулевое управление
9.1. Снятие и установка рулевого колеса
9.2 Снятие и установка соединительной муфты и деформируемого вала рулевой колонки
9.3 Снятие и установка замка блокировки рулевой колонки
9.4. Снятие, разборка и установка рулевого механизма без гидроусилителя рулевого управления
9.5 Снятие и установка механизма рулевого управления с гидроусилителем
9.6 Удаление воздуха из гидросистемы рулевого управления
9.7 Снятие и установка насоса гидроусилителя рулевого управления
9.8 Проверка и регулировка углов установки передних колес
10. Тормозная система
10.0 Тормозная система
10.1 Проверка и замена колодок дисковых тормозных механизмов
10.2 Снятие, разборка и установка тормозной скобы
10.3 Осмотр, снятие и установка тормозного диска
10.4. Главный тормозной цилиндр
10.5. Шланги и трубопроводы
10.6. Стояночный тормоз
11. Электрооборудование
11.0 Электрооборудование
11.1 Снятие и установка аккумуляторной батареи
11.2 Доливка электролита в аккумуляторную батарею
11.3 Зарядка аккумуляторной батареи
11.4 Техническое обслуживание генератора и особые меры предосторожности
11.5 Снятие и установка генератора
11.6 Проверка на автомобиле генератора и регулятора напряжения
11.7 Снятие, осмотр и установка щеток генератора
11.8 Снятие и установка стартера
11.9 Ремонт стартера
11.10. Предохранители и реле
11.11 Омыватель ветрового стекла
11.12. Принципиальные схемы электрооборудования
12. Кузов и его оборудование
12.0 Кузов и его оборудование
12.1 Снятие и установка капота
12.2 Снятие и установка троса привода замка капота
12.3 Снятие и установка крышки багажника
12.4 Снятие и установка замка крышки багажника
12.5. Снятие и установка двери задка (модели с кузовом универсал)
12.6 Снятие и установка стекла двери задка (модели с кузовом универсал)
12.7 Снятие и установка газонаполненных упоров двери задка (модели с кузовом универсал)
12.8 Снятие и установка панели внутренней обивки двери
12.9 Снятие и установка механического стеклоподъемника двери
12.10 Снятие и установка электрического стеклоподъемника
12.11 Снятие и установка опускного стекла передней двери
12.12 Снятие и установка опускного стекла задней двери
12.13 Снятие и установка неподвижного стекла задней двери
12.14 Снятие и установка двери
12.15 Снятие и установка ограничителя открывания двери
12.16 Снятие и установка наружной ручки передней двери
12.17 Снятие и установка наружной ручки задней двери
12.18 Снятие и установка замка передней двери
12.19 Снятие и установка замка задней двери
12.20 Снятие и установка двери задка (модели с кузовом универсал)
12.21 Наружное зеркало заднего вида
12.22 Снятие и установка лючка заливной горловины топливного бака
12.23 Регулировка люка крыши
12.24 Снятие и установка сидений
12.26 Снятие и установка стекла заднего бокового окна
12.27 Снятие и установка стеклоподъемника заднего бокового окна
12.28 Снятие и установка панели приборов
12.29 Снятие и установка вещевого ящика и его крышки
12.30 Снятие и установка центральной консоли
12.31 Снятие и установка бамперов
12.32 Снятие и установка заднего вещевого ящика (модели с кузовом седан)
12.33 Система центральной блокировки замков
12.34 Снятие и установка электродвигателя отопителя
12.35 Снятие и установка отопителя
12.36 Снятие и установка радиатора отопителя
12.37 Меры безопасности и техническое обслуживание системы кондиционирования воздуха
12.38 Снятие, регулировка и установка жиклеров омывателей стекол