Информационные датчики BMW 5 (Е28) 1981-1987


 



Информационные датчики

За дополнительной информацией о расположении и диагностике информационных датчиков, описанных в этом Разделе, обращайтесь к Главам Система питания и Система зажигания.

Датчик температуры охладителя

Общее описание

Датчик температуры охладителя (показан стрелкой) обычно расположен рядом с измерителем температуры, возле регулятора давления топлива и представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в соответствии с температурой). Изменение сопротивления определяет падение напряжения на датчике. При низких температурах сопротивление датчика высокое. При повышении температуры сопротивление падает. Отказы в цепи датчика в большинстве случаев происходят из-за ослабления контакта провода или его короткого замыкания; если проблем с проводами не наблюдается, проверьте датчик, как описано ниже.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При проверке датчика, прежде всего измерьте его сопротивление в холодном состоянии (обычно от 2100 до 2900 Ом).
  1. Далее запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Сопротивление должно быть ниже (обычно от 270 до 400 Ом).

Если ограничительный доступ к датчику температуры затрудняет подключение к его контактам электрических щупов, снимите датчик, как описано ниже, и произведите проверку в емкости с нагретой водой, имитирующей рабочие условия.


Перед началом этой процедуры дождитесь полного остывания двигателя.

Замена

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для снятия датчика нажмите на пружинный стопор, отсоедините электрический разъем, затем осторожно выверните датчик. Будьте готовы к вытеканию небольшого количества охладителя; для уменьшения вытекания приготовьте новый датчик и установите его как можно быстрее.

Обращайтесь с датчиком охладителя очень осторожно. Повреждение этого датчика повлияет на работу всей системы впрыска топлива.


Перед снятием датчика может потребоваться слить из радиатора небольшое количество охладителя.

  1. Перед установкой датчика убедитесь, что его резьба чистая и нанесите на нее небольшое количество компаунда.
  2. Установка обратна снятию.

Датчик концентрации кислорода

Общее описание

Обычно датчики кислорода установлены на автомобили с каталитическим преобразователем. Большинство датчиков кислорода расположены в выхлопной трубе за выпускным коллектором. На модели 535 датчик кислорода установлен в каталитическом преобразователе. Электрический разъем датчика для облегчения доступа обращен в сторону передней панели (левая сторона).


Датчик кислорода (показан стрелкой) обычно расположен в выхлопной трубе за выпускным коллектором, отслеживает концентрацию кислорода в выхлопных газах.

Кислород в выхлопных газах взаимодействует с датчиком кислорода и создает напряжение, изменяющееся от 0.1 В (высокая концентрация кислорода, бедная смесь) до 0.9 В (низкая концентрация кислорода, богатая смесь). ECU постоянно отслеживает это изменение напряжения, чтобы определять соотношение кислорода и топлива в смеси. ECU, управляя длительностью импульса открывания топливных инжекторов (время открытия) изменяет отношение воздуха/ топливной смеси. Топливная смесь из 14.7 частей воздуха и 1 части топлива является идеальной смесью для минимизации токсичности отработавших газов, позволяя каталитическому преобразователю работать с наибольшей эффективностью. Именно это отношение 14.7 к 1 ECU и датчик кислорода пытаются поддерживать все время.

Датчик кислорода не вырабатывает никакого напряжения, если его температура ниже нормальной рабочей около 320° С. Во время этого начального периода прогрева ECU работает в режиме “открытого контура” (то есть, без информации от датчика).

Когда двигатель прогревается до нормальной рабочей температуры и/или проработал в течение двух или более минут и если датчик кислорода вырабатывает постоянное напряжение ниже 0.45 В при 1500 об/мин или больших оборотах, активизируется память кодов отказов ECU.

Если появляется проблема с датчиком кислорода или его цепью, ECU работает в режиме “открытого контура”, то есть он управляет подачей топлива в соответствии с запрограммированным значением кодов отказов вместо информации от датчика кислорода.

Правильная работа датчика кислорода зависит от четырех условий:

  1. Электрическое - Низкое напряжение, вырабатываемое датчиком, зависит от качественных, чистых контактов, которые следует проверять всякий раз при подозрении или обнаружении неправильной работы датчика.
  2. Поступления наружного воздуха - Конструкция датчика предусматривает поступление воздуха во внутреннюю часть датчика. Всякий раз при снятии датчика убедитесь, что воздушные каналы не закупорены.
  3. Правильная рабочая температура - ECU не реагирует на сигналы датчика температуры, пока он не прогреется, приблизительно, до 320° С. Этот фактор должен быть учтен при оценке работоспособности датчика.
  4. Неэтилированное топливо - Применение неэтилированного топлива существенно для правильной работы датчика. Убедитесь, что Вы применяете именно такое топливо.

В дополнение к приведенным выше условиям особое внимание следует обратить на обслуживание датчика.

  • Датчик кислорода оснащен кабелем с электрическим разъемом, которые не должны отсоединяться от датчика. Повреждение или отсоединение кабеля или разъема неблагоприятно сказывается на работе датчика.
  • Смазка, грязь или другие посторонние вещества недопустимы на электрическом разъеме и на перфорированном конце датчика.
  • Не применяйте на датчике очищающие растворители любого типа.
  • Не роняйте датчик и обращайтесь с ним осторожно.
  • Силиконовый чехол следует устанавливать правильно, чтобы он не расплавился и датчик работал правильно.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Прогрейте двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Отсоедините от датчика кислорода электрический разъем и подключите к выходному контакту датчика положительный щуп вольтметра (обратитесь к следующей таблице), а отрицательный щуп - к корпусу. Датчик кислорода, будучи прогретым (до 320° С), вырабатывает очень небольшой сигнал напряжения. Обычно напряжение сигнала находится в пределах от 0.1 до 1.0 В).

Варианты разъемов датчиков кислорода со стороны кабеля. Для процедур проверок используйте соответствующие контакты датчика (существует три различных четырехпроводных разъема датчиков кислорода - не перепутайте их).


Электрические разъемы большинства датчиков кислорода расположены в задней части двигателя возле передней панели. Найдите большой резиновый чехол с толстым кабелем. На ранних моделях 535i разъем цепи нагревателя датчика кислорода находится под автомобилем. Найдите небольшую защитную крышку. Эти модели должны иметь собственный датчик кислорода, чтобы доступ к нему был аналогичным с другими моделями. О дополнительной информации проконсультируйтесь у дилера.

  1. Отслеживая напряжение, увеличьте, а затем уменьшите обороты двигателя.
  2. При увеличении оборотов напряжение должно возрасти до 0.5 - 1.0 В. При снижении оборотов напряжение должно уменьшаться до 0 - 0.4 В.
  3. Если применен, осмотрите нагреватель датчика кислорода (модели с многопроводными датчиками). При включенном зажигании отсоедините электрический разъем датчика кислорода и подключите к контактам, указанным в таблице (смотри ниже), вольтметр. Между контактами должно быть напряжение батареи (приблизительно, 12 В).
  4. Если показания неправильные, проверьте реле нагревателя датчика кислорода (смотри Главу Система бортового электрооборудования). Если информация о реле недоступна, определите точное расположение реле нагревателя датчика кислорода по руководству для владельца автомобиля. На реле должно поступать напряжение аккумуляторной батареи.
  5. Если датчик кислорода не проходит хотя бы одну из этих проверок, замените датчик.

Замена

В связи с тем: что датчик установлен в выпускном коллекторе, преобразователе или трубе, которые сжимаются при охлаждении, датчик кислорода может оказаться очень трудно вывернуть на холодном двигателе. Вместо того, чтобы рисковать повредить датчик (если Вы планируете использовать его вновь в другом коллекторе или трубе), запустите двигатель и дайте поработать минуту или две, затем заглушите его. Не обожгитесь при выполнении следующей процедуры.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.

Если радиоприемник на Вашем автомобиле оснащен системой защиты от похищения, перед отключением аккумуляторной батареи убедитесь, что известен правильный код активизации. Перед отсоединением провода обратитесь за информацией к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка.


Если после подключения батареи на дисплее приборной панели появляется сообщение на другом языке, за процедурой установки языка обратитесь к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка.

  1. Поднимите автомобиль и установите его на подставки.
  2. Отсоедините от датчика электрический разъем.
  3. Осторожно отверните датчик.

Чрезмерные усилие может повредить резьбу.

  1. Для облегчения последующего снятия на резьбу датчика следует нанести высокотемпературный антикоррозийный компаунд. Резьба нового датчика уже покрыта таким компаундом, но если снимается и устанавливается старый датчик, то нанесите на резьбу компаунд.
  2. Установите датчик и туго затяните его.
  3. Присоедините к основному кабелю двигателя электрический разъем кабеля датчика.
  4. Опустите автомобиль и подключите батарею.
Тип датчика кислорода Выходной сигнал датчика Питание нагревателя (12 В)
Не подогреваемый (однопроводный) черный провод (+) отсутствует
Подогреваемый (трехпроводный) контакт 1 (+) контакты 3 (+) и 2 (-)
Подогреваемый (четырехпроводный) контакт 2 (+) контакты 4 (+) и 3 (-)

Датчик положения дросселя (TPS)

Общее описание

Датчик положения дросселя (TPS) расположен на конце вала дросселя в корпусе дросселя. Отслеживая выходное напряжение TPS, ECU может на основе знания угла поворота клапана дросселя определить подачу топлива (заданное водителем). В этой системе TPS работает в большей мере как выключатель, чем как потенциометр. Одна группа контактов выключателя клапана дросселя замкнута (соединение контактов) только на холостом ходу. Вторая группа контактов замыкается при полном открытии дросселя. Между этими положениями обе группы контактов разомкнуты (нет соединения). Испорченный или ослабленный TPS может вызвать нестабильный впрыск топлива и нестабильные обороты холостого хода, так как ECU решит, что дроссель перемещается.

Все модели (кроме ранних моделей 535i с автоматической трансмиссией) имеют объединенный выключатель холостого хода и полного дросселя; отдельный выключатель холостого хода указывает на закрытое положение дросселя, в то время, как TPS используется для обозначения полного открытого дросселя. На моделях 535i с автоматической трансмиссией TPS соединен прямо с блоком управления автоматической трансмиссии. При полностью открытом дросселе блок управления трансмиссии направляет сигнал об открытом дросселе в блок контроля Motronic.

Все модели, кроме ранних 535i с автоматической трансмиссией

Проверка

TPS системы L-Jetronic расположен под впускным трубопроводом (контакты показаны).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините от TPS электрический разъем и подключите к контактам 2 и 18 омметр. Проверьте замыкание между контактами 2 и 18 при закрытом дросселе (показана поздняя система Motronic).
  1. Слегка приоткройте рукой дроссель. Медленно отпускайте дроссель, чтобы до стопора осталось 0.2 - 0.6 мм. Омметр должен показывать замыкание.
  1. Проверьте сопротивление между контактами 3 и 18 при открытом дросселе. Должно быть замыкание в пределах 8-12 градусов от полностью открытого положения. Если показания неправильные, отрегулируйте TPS.
  1. Если все показания сопротивлений правильные и TPS правильно отрегулирован, проверьте питание датчика (5 В) и при необходимости просмотрите провода между датчиком и ECU (смотри Главу Система бортового электрооборудования).

Регулировка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если регулировка не соответствует требованиям (п. 1-2), ослабьте винты TPS и поверните датчик в правильное положение. Следуйте процедуре проверки TPS, приведенной выше, и, завершив регулировку, затяните винты.
  2. Проверьте TPS еще раз; если показания правильные, присоедините разъем кабеля TPS.

Ранние модели 535i с автоматической трансмиссией

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сначала проверьте замыкание TPS. Для проверки замыкания выполните процедуры п. 1-2.
  2. Далее проверьте выключатель положения холостого хода. Отсоедините разъем кабеля выключателя положения холостого хода и подключите к контактам 1 и 2 омметр. Должно быть замыкание. Слегка приоткройте дроссель и измерьте сопротивление. Замыкания не должно быть.

Выключатель положения холостого хода и TPS на ранних моделях 535i с автоматической трансмиссией.

  1. Проверьте правильность сигналов выходного напряжения TPS при закрытом дросселе и включенном зажигании. Подключите щуп вольтметра к контакту 3 (черный провод) с задней стороны разъема TPS и проверьте напряжение относительно корпуса. Должно быть 5 В. Также, проверьте напряжение между контактом 3 (черный провод) и контактом 1 (коричневый провод). Здесь также должно быть 5 В.
  2. Проверьте напряжение между контактом 2 (желтый провод) и контактом 1 (коричневый провод) и медленно откройте дроссель. Напряжение должно постоянно повышаться от 0.7 В (дроссель закрыт) до 4.8 В (дроссель полностью открыт).

Регулировка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Во-первых, измерьте стабилизированное напряжение. При включенном зажигании и полностью закрытом дросселе измерьте напряжение между контактом 3 (черный провод) и контактом 1 (коричневый провод). Оно должно составлять около 5 В.
  2. Далее, ослабьте винты крепления датчика и подключите между контактом 2 (желтый провод) и контактом 3 (черный провод) вольтметр. При полностью открытом дросселе вращайте выключатель до тех пор, пока напряжение не станет на 0.20 - 0.24 В меньше стабилизированного напряжения.

Для измерения таких небольших изменений напряжения потребуется цифровой вольтметр.

  1. Проверьте TPS еще раз; если показания правильные, присоедините к TPS электрический разъем. Целесообразно краской или компаундом для фиксации резьб застопорить винты TPS.

Измеритель потока воздуха

Общее описание

Измеритель потока воздуха расположен во впускном воздуховоде. Измеритель потока воздуха измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. ECU использует эту информацию для управления подачей топлива. Большое количество воздуха означает ускорение, в то время как малое количество воздуха означает замедление или холостой ход. По поводу всех диагностических проверок и процедур замены для измерителя потока воздуха обратитесь к Главе Система питания.

Датчики момента зажигания

Момент зажигания в системах Motronic управляется электронным способом и регулировке не подлежит. При запуске датчик положения коленчатого вала передает в ECU сигнал и этим определяется начальная точка момента зажигания. Когда двигатель работает, то момент зажигания непрерывно изменяется в зависимости от различных входных в ECU сигналов. Обороты двигателя определяются датчиком оборотов. В ранних системах Motronic реперный датчик и датчик оборотов установлены над маховиком на картере сцепления. В поздних системах Motronic имеется единый датчик (датчик импульсов), установленный над шкивом коленчатого вала. Этот датчик работает как датчик оборотов и как датчик положения. За дополнительной информацией обращайтесь к Главе Система зажигания.

Некоторые модели оборудованы датчиком ВМТ в передней части двигателя. Этот датчик относится к блоку сервисного тестирования BMW и не является частью системы зажигания Motronic.




 



Автомобили марки BMW 5-серии

Двигатель
Процедуры капитального ремонта компонентов двигателя

Система охлаждения
Общая информация об антифризе Проверка работы и замена термостата Снятие и установка радиатора Проверка работы, снятие и установка вентилятора охлаждения двигателя и муфты его привода Проверка работы водяного насоса Снятие и установка водяного насоса Проверка работы и замена датчика измерителя температуры охладителя Диагностика неисправностей системы охлаждения

Система питания
Снятие давления в системе впрыска топлива Проверка давления топлива/топливного насоса Снятие и установка топливного насоса, промежуточного насоса и датчика уровня топлива Ремонт и замена топливных линий и соединителей Снятие и установка топливного бака Общие сведения об очистке и ремонте топливного бака Снятие и установка воздухоочистителя Проверка, регулировка и замена троса акселератора Общие сведения о карбюраторе Снятие и установка карбюратора Очистка и регулировка карбюратора Общие сведения о впрыске топлива Системы впрыска топлива Проверка функционирования системы впрыска топлива Проверка функционирования, снятие и установка измерителя потока воздуха Проверка функционирования, снятие и установка корпуса дросселя Проверка функционирования и замена регулятора давления топлива Проверка функционирования и замена инжектора холодного запуска и температурного выключателя Проверка функционирования и замена топливных инжекторов Проверка функционирования, регулировка и замена воздушного клапана стабилизации холостого хода Поиск неисправностей системы впрыска топлива Диагностика неисправностей системы питания

Система зажигания
Общие сведения о системе зажигания и меры предосторожности Проверка функционирования системы зажигания Проверка функционирования и регулировка момента зажигания (система TCI) Снятие и установка распределителя зажигания Проверка и замена катушки зажигания Проверка и замена датчика импульсов и блока контроля зажигания (система TCI) Проверка и регулировка воздушного зазора (система TCI) Проверка и замена датчиков зажигания (система Motronic)

Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов
Общие сведения о самодиагностике системы управления двигателем Motronic Снятие и установка электронного блока управления (ECU) Информационные датчики Система вентиляции картера (PCV) Система улавливания паров бензина (EVAP)

Система выпуска отработавших газов
Каталитический преобразователь

Сцепление
Описание и проверка сцепления Снятие и установка главного цилиндра сцепления Регулировка педали сцепления Проверка работы и замена выключателя сцепления (где предусмотрен) Снятие и установка исполнительного цилиндра сцепления Прокачка гидравлической системы сцепления Снятие, осмотр и установка компонентов сцепления Диагностика неисправностей сцепления

Ручная коробка переключения передач (РКПП) и автоматическая трансмиссия (АТ)
Автоматическая трансмиссия (АТ)

Трансмиссионная линия
Снятие и установка карданного вала Проверка работы и замена эластичной муфты Проверка и замена центрального подшипника Проверка и замена карданных шарниров Проверка и замена передней центрующей направляющей Замена шарнира равных угловых скоростей карданного вала Снятие и установка приводных валов Проверка и замена ШРУСов и их защитных чехлов Замена боковых сальников картера дифференциала Снятие и установка кожуха дифференциала Замена сальника шестерни

Рулевое управление и подвеска
Передняя подвеска Подвеска задних колес

Тормозная система
Общая информация по антиблокировочной тормозной системе Замена колодок дисковых тормозных механизмов Снятие, капитальный ремонт и установка суппорта дискового тормозного механизма Осмотр, снятие и установка тормозного диска Замена башмаков барабанов тормозных механизмов Снятие и установка главного тормозного цилиндра Проверка состояния, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов Описание, снятие и установка вакуумного гидроусилителя тормозной системы Замена троса (тросов) привода стояночного тормоза Регулировка стояночного тормоза Проверка состояния, снятие и установка сборки стояночного тормоза Регулировка педали тормоза Проверка и регулировка выключателя стоп-сигнала Осмотр и замена тормозных линий и шлангов гидравлической системы тормозов Прокачка гидравлической системы тормозов Диагностика неисправностей тормозной системы

Кузов
Снятие, установка и регулировка капота Снятие и установка бамперов Снятие и установка панели внутренней обшивки дверей Снятие, установка и регулировка двери Снятие, установка и регулировка крышки багажника/двери задка Снятие, установка и регулировка защелки, цилиндра замка и ручек двери Снятие и установка стекла двери Снятие и установка стеклоподъемника двери Снятие и установка наружного зеркала Снятие и установка кожухов рулевой колонки Снятие и установка сидений Проверка ремней безопасности Уход за автомобилем и окраска

Контрольные кузовные размеры

Отопитель и кондиционер воздуха
Снятие, проверка работы и установка отопителя и кондиционера воздуха Снятие и установка блока управления режимами работы отопителя и кондиционера воздуха Снятие и установка теплообменника отопителя Обслуживание кондиционера и меры предосторожности Снятие и установка компрессора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка мотора нагнетателя кондиционера (модели Е28/«ретро») Снятие и установка конденсатора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка аккумулятора/дегидратора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка испарителя

Система бортового электрооборудования
Общая информация о поиске неисправностей в электрических цепях Снятие и установка аккумуляторной батареи Проверка состояния и замена проводов батареи Общая информация о предохранителях Общая информация о реле Общие сведения о системе заряда и меры предосторожности при работе с ней Проверка системы заряда Снятие и установка генератора Замена регулятора напряжения Проверка и замена щеток генератора Общие сведения о системе запуска двигателя и меры предосторожности Проверка стартера на автомобиле Снятие и установка стартера Снятие и установка тягового реле Проверка и замена прерывателей указателей поворота и аварийной сигнализации Снятие и установка выключателей на рулевой колонке Снятие и установка замка зажигания Снятие и установка радиоприемника Снятие и установка антенны Снятие и установка компонентов приборного щитка Общая информация о панели сигнальных ламп напоминания о сроке обслуживания (SI) Замена ламп в головных фарах Регулировка луча головных фар Снятие и установка корпуса головной фары Замена ламп Снятие и установка мотора стеклоочистителя ветрового стекла/стекла двери задка Проверка работы и ремонт обогревателя заднего стекла Общая информация о вспомогательной системе безопасности (SRS) Описание и проверка работы системы управления скоростью (темпостата) Описание и проверка работы системы центральной блокировки дверей Описание и проверка работы системы электрических стеклоподъемников Диагностика неисправностей подвески задних колес

Текущее обслуживание автомобиля
Введение Текущий уход Общая информация о настройке Проверка уровней жидкостей Проверка состояния шин и давления в них Замена двигательного масла и масляного фильтра Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля Проверка уровня смазочной жидкости автоматической трансмиссии Ротация колес Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека Проверка состояния, регулировка натяжения и замена приводных ремней Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя и уровня СО Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка Проверка и замена свечей зажигания Проверка и замена свечных ВВ проводов, крышки и бегунка распределителя Проверка уровня масла в ручной коробке переключения передач Проверка уровня смазочной жидкости дифференциала Проверка и регулировка зазоров клапанов Проверка и смазка тяги привода дроссельной заслонки Замена воздушного фильтра Проверка топливной системы Проверка функционирования системы охлаждения Проверка состояния системы выпуска отработавших газов Проверка состояния компонентов подвески и рулевого управления Проверка состояния защитных чехлов приводных валов Проверка тормозной системы Проверка состояния и замена щеток стеклоочистителей Замена трансмиссионной жидкости и фильтра АТ Слив, промывка и заправка системы охлаждения Замена топливного фильтра Замена трансмиссионного масла ручной трансмиссии Замена смазочной жидкости дифференциала Проверка функционирования системы улавливания паров бензина (EVAP) Настройка сигнальной лампы оповещения о наступлении срока планового технического обслуживания (СПТО) Замена распределительного ремня двигателя

Таблица размеров и регулировочных данных

Принципиальные электрические схемы

Органы управления и приемы эксплуатации

Система бортовой диагностики - принцип функционирования и коды неисправностей