Проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Ситроен Ксантиа


 


Проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала


Типичные примеры износа вкладышей подшипников коленчатого вала

 Проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Citroen Xantia

А — Поцарапаны инородными частицами - видны крупицы, погрузившиеся в рабочий слой вкладыша
В — Недостаток масла - верхний слой стерт
С — Вкладыши неправильно расположены при установке - имеются блестящие (отполированные) участки
D — Шейка сведена на конус - верхний слой снят со всей поверхности
Е — Износ края вкладыша
F — Неисправность “усталости” - образовались кратеры или карманы

Несмотря на обязательность замены вкладышей коренных и шатунных подшипников в процессе выполнения капитального ремонта двигателя, состояние старых вкладышей необходимо подвергнуть внимательному изучению, так как по нему можно почерпнуть много полезной информации об общем состоянии двигателя. Вкладыши подшипников градуируются по толщине и принадлежность их тому или иному размерному классу определяется по цветовой маркировке.

Выход подшипников из строя может происходить в результате недостатка смазки, попадания грязи или посторонних частиц, перегрузок двигателя, развития коррозии и прочих неблагоприятных воздействий. Примеры наиболее характерных дефектов вкладышей подшипников скольжения приведены на иллюстрации Типичные примеры износа вкладышей подшипников коленчатого вала. Вне зависимости от природы дефекта, причина его возникновения должна быть выявлена и устранена до начала сборки двигателя во избежание рецидивов.

Для осмотра извлеките вкладыши из своих постелей в блоке цилиндров/картере двигателя, коренных и шатунных крышках и нижних головках шатунов. Разложите снятые вкладыши на чистой ровной рабочей поверхности в порядке расположения на двигателе, чтобы можно было соотнести их состояние с состоянием соответствующих шеек коленчатого вала. Старайтесь не прикасаться к рабочим поверхностям вкладышей руками во избежание случайного повреждения мягкого материала.

Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель различными путями. Они могут быть оставлены внутри после завершения капитального ремонта, проникнуть через фильтры или систему вентиляции картера. Часто грязь попадает сначала в двигательное масло и уже вместе с ним проникает в подшипники. Не следует забывать, что в процессе нормального износа двигателя неизбежно образуются металлические опилки. Если после выполнения восстановительных работ должное внимание не будет уделено процедуре чистки двигателя, в нем непременно останутся частицы абразива. Вне зависимости от способа проникновения в двигатель, все посторонние частицы рано или поздно оказываются внедренными в мягкую поверхность вкладышей подшипников скольжения и легко распознаются при визуальном осмотре последних. Наиболее крупные частицы обычно не застревают намертво во вкладышах, но оставляют на их рабочих поверхностях и поверхностях соответствующих шеек вала глубокие борозды и задиры. Наилучшей защитой от появления такого рода дефектов является добросовестное отношение к выполнению чистки двигателя после завершения капитального ремонта и установка в ходе сборки только абсолютно чистых компонентов. Также не следует забывать необходимости выполнения регулярной и частой смены двигательного масла.

Масляное голодание также может быть вызвано несколькими причинами, зачастую тесно взаимосвязанными друг с другом. К таковым относятся: перегрев двигателя (ведущий к разжижению масла), перегрузки (в результате которых масло вытесняется из подшипников), утечки масла (связанные с чрезмерной величиной рабочего зазора в подшипниках, износом масляного насоса, или чрезмерным повышением оборотов двигателя), и т.п. Нарушение проходимости маслотоков, чаще всего связанное с небрежностью установки компонентов при сборке, ведущей к рассовмещению масляных отверстий, также вызывает сокращение подачи масла в подшипники и, в конечном итоге, к выходу вкладышей из строя. Характерным признаком масляного голодания является вытирание и вытеснение мягкого рабочего слоя вкладышей из их стальной подложки. Иногда температура повышается до такой степени, что на стальной подложке в результате перегрева образуются фиолетовые пятна.

Следует помнить, что существенное влияние на срок службы подшипников оказывает манера вождения. Повышению нагрузки на двигатель способствуют частое полное открывание дроссельной заслонки, движение на малых оборотах и т.п. В результате происходит вытеснение масляной пленки из рабочего зазора подшипников, что ведет к размягчению вкладышей последних и образованию на их рабочей поверхности мелких трещин (усталостная деформация). В конечном итоге происходит отслоение отдельных фрагментов материала рабочего слоя и вырывание их из подложки.

Манера вождения также в значительной мере сказывается на сроке службы подшипников. Движение с полностью открытой дроссельной заслонкой, движение на пониженной передаче ведут к сильным перегрузкам подшипников и выжиманию из рабочих зазоров масляной пленки. При этом материал вкладышей размягчается, а рабочий слой растрескивается. Такого рода видоизменение подшипниковых поверхностей называется усталостной деформацией. В результате со временем рабочий слой начинает фрагментами отделяться от подложки и подшипники приходят в негодность.

Эксплуатация автомобиля в городском цикле зачастую связана с совершением множества коротких поездок, что ведет к развитию коррозии подшипников, так как недостаточный прогрев двигателя способствует выпадению внутри него конденсата и образованию едких газов. Агрессивные продукты скапливаются в двигательном масле, образуя шлам и кислоту, а так как масло непрерывно поступает в подшипники, в конечном итоге, воздействуют на материал вкладышей последних, вызывая его окисление и разрушение.

Неправильная установка вкладышей при сборке двигателя также ведет к быстрому их разрушению. При слишком плотной посадке недопустимо сокращается величина рабочего зазора, что является причиной масляного голодания подшипников. Попадание между спинками вкладышей и постелями подшипников посторонних частиц ведет к образованию участков возвышения рабочей поверхности и разрушению последней в процессе нормальной работы двигателя.

Как уже упоминалось выше в этом разделе, замена вкладышей при капитальном ремонте двигателя должна производиться в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния (см. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников) - попытка проигнорировать данное требование способна привести лишь к кажущейся экономии.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Приобретение запасных частей и идентификационные номера автомобиля 1.3 Технология выполнения ремонтных процедур 1.4 Инструменты и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Поддомкрачивание и буксировка 1.7 Смена колес 1.8 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.9 Идентификация утечек 1.10 Подготовка автомобиля к техосмотру 1.11 Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Руководство по эксплуатации
2.0 Руководство по эксплуатации 2.1 Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 2.2 Приемы эксплуатации 2.3 Комфорт 2.4 Рекомендации по эксплуатации автомобиля

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1. Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели 4.2. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели 4.3. Снятие и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.2 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.3 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.4 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вентилятора(ов) системы охлаждения 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических выключателей и датчиков системы охлаждения 5.6 Снятие и установка водяного насоса 5.7 Снятие и установка кожуха термостата/топливного фильтра (дизельные модели) 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска
6.0 Системы питания и выпуска 6.1. Система питания - бензиновые модели 6.2. Система питания - дизельные модели 6.3. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы запуска и заряда 7.2. Система зажигания - бензиновые модели 7.3. Система преднакала - дизельные модели

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Регулировка привода сцепления 8.2 Снятие и установка троса привода сцепления 8.3 Снятие и установка педали сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния компонентов и установка механизма выключения

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Ручная коробка переключения передач 9.2. Автоматическая трансмиссия

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Снятие и установка приводных валов 10.2 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.3 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация 10.4 Замена промежуточного подшипника правого приводного вала

11. Единая гидравлическая система
11.0 Единая гидравлическая система 11.1 Общая информация и меры предосторожности 11.2 Сбрасывание/нагнетание гидравлического давления и заполнение системы 11.3 Насос высокого давления - общие сведения, снятие и установка 11.4 Регулятор гидравлического давления - общие сведения, снятие и установка 11.5 Резервуар гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка 11.6 Ресиверы гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Прокачка гидравлической системы 12.2 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 12.3 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 12.4 Замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес 12.5 Проверка состояния, снятие и установка тормозных дисков 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.7 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.8 Снятие, капитальный ремонт и установка клапана управления 12.9 Снятие и установка педали ножного тормоза 12.10 Стояночный тормоз - общие сведения и регулировки 12.11 Снятие и установка рычага управления стояночного тормоза 12.12 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 12.13 Снятие и установка датчика-выключателя стоп-сигналов 12.14 Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация 12.15 Снятие и установка компонентов системы антиблокировки тормозов

13. Ходовая часть и рулевое управление
13.0 Ходовая часть и рулевое управление 13.1 Снятие и установка ступичной сборки передней подвески 13.2 Замена подшипников передних ступиц 13.3 Снятие, капитальный ремонт и установка нижнего рычага передней 13.4 Снятие и установка нижней шаровой опоры передней подвески 13.5 Снятие и установка компонентов стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 13.6 Снятие и установка сборок стоек/гидравлических блоков передней подвески 13.7 Снятие и установка корректора высоты дорожного просвета передней подвески 13.8 Снятие и установка подрамника передней подвески 13.9 Снятие и установка ступиц задних колес 13.10 Замена задних ступичных подшипников 13.11 Снятие и установка продольных рычагов задней подвески 13.12 Снятие и установка сборки заднего моста 13.13 Снятие и установка гидравлических блоков задней подвески 13.14 Снятие и установка корректора дорожного просвета задней подвески 13.15 Проверка установки и регулировка дорожного просвета 13.16 Снятие и установка рулевого колеса 13.17 Снятие, проверка состояния компонентов и установка рулевой колонки 13.18 Снятие и установка сборки выключателя зажигания/замка рулевой колонки 13.19 Рулевой механизм - общие сведения, снятие, капитальный ремонт и установка 13.20 Система гидроусиления руля - общие сведения 13.21 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 13.22 Углы установки колес - общая информация, проверка и регулировка сходимости передних колес

14. Кузов и отделка салона
14.0 Кузов и отделка салона 14.1 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 14.2 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 14.3 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 14.4 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 14.5 Снятие и установка переднего бампера 14.6 Снятие и установка заднего бампера 14.7 Снятие, установка и регулировка капота 14.8 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 14.9 Снятие и установка замков капота 14.10 Снятие, установка и регулировка дверей 14.11 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 14.12 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 14.13 Снятие и установка регуляторов стеклоподъемников дверных окон 14.14 Снятие, установка и регулировка двери задка и ее телескопических упоров 14.15 Снятие и установка компонентов замка двери задка 14.16 Снятие и установка компонентов единого замка 14.17 Снятие и установка компонентов электропривода дверных стеклоподъемников 14.18 Снятие и установка дверных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 14.19 Ветровое стекло, стекло двери задка и прочие фиксированные стекла - общая информация 14.20 Верхний люк - общая информация 14.21 Наружная кузовная отделка 14.22 Снятие и установка сидений 14.23 Снятие и установка ремней безопасности 14.24 Снятие и установка элементов внутренней отделки салона 14.25 Снятие и установка центральной консоли 14.26 Снятие и установка панели приборов

15. Бортовое электрооборудование
15.0 Бортовое электрооборудование 15.1 Поиск причин отказов электрооборудования 15.2 Предохранители и реле - общая информация 15.3 Снятие и установка выключателей 15.4 Замена ламп внешних осветительных и сигнальных приборов 15.5 Замена ламп внутренних осветительных приборов 15.6 Снятие и установка внешних осветительных и сигнальных приборов 15.7 Регулировка оптических осей головных фар 15.8 Снятие и установка приборного щитка 15.9 Снятие и установка компонентов приборного щитка 15.10 Снятие и установка часов 15.11 Снятие и установка прикуривателя 15.12 Сигнальная система “не забудьте выключить осветительные приборы” - общая информация 15.13 Снятие и установка рожка клаксона 15.14 Снятие и установка приводного троса спидометра/датчика скорости 15.15 Снятие и установка рычага стеклоочистителя 15.16 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителя ветрового 15.17 Снятие и установка электромотора привода заднего стеклоочистителя 15.18 Снятие и установка компонентов системы омывания стекол и линз головных блок-фар 15.19 Снятие и установка магнитолы 15.20 Снятие и установка громкоговорителей 15.21 Снятие и установка антенны радиоприемника 15.22 Противоугонная система - общая информация 15.23 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 15.24 Снятие и установка компонентов подушки безопасности

16. Схемы электрооборудования
16.0 Схемы электрооборудования 16.1 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с РКПП) 16.2 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с АТ) 16.3 Системы запуска и заряда (дизельные модели с РКПП) 16.4 Системы запуска и заряда (дизельные модели с АТ) 16.5 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU5/XU7, MAGNETI MARELLI 16.6 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU7JP/Z, ВOSCH MP 5.1 16.7 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J2C/Z, MAGNETI MARELLI 8P 16.8 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J4, BОSCH MP 3.2 16.9 Система преднакала дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.10 Система преднакала дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.11 Вентилятор системы охлаждения (двигатели XU5/XU7/XU10J2) 16.12 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.13 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.14 Система охлаждения с климатической установкой и автоматической КПП, все модели 16.15 Противотуманные фары и фонари 16.16 Стоп-сигналы 16.17 Огни заднего хода (модели с РКПП) 16.18 Огни заднего хода (модели с АТ) 16.19 Указатели поворотов и аварийная сигнализация 16.20 Клаксон 16.21 Передние и задние габаритные огни 16.22 Ближний и дальний свет 16.23 Реостат управления интенсивностью подсветки 16.24 Штурманское освещение 16.25 Освещение салона 16.26 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости (бензиновые модели) 16.27 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели без турбонаддува) 16.28 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели с турбонаддувом) 16.29 Система контроля за уровнем жидкости омывания стекол 16.30 Система контроля за температурой, уровнем и давлением двигательного масла 16.31 Система контроля за уровнем топлива 16.32 Звуковой зуммер сигнализации “Не забудьте выключить осветительные 16.33 Указатель износа тормозных накладок/датчик-выключатель работающий 16.34 Гидроактивная подвеска колес 16.35 Очиститель/омыватель ветрового стекла 16.36 Очиститель/омыватель заднего стекла 16.37 Омыватели линз головных фар 16.38 Электропривод стеклоподъемников передних дверей 16.39 Электропривод стеклоподъемников задних дверей 16.40 Единый замок 16.41 Глухая блокировка дверей 16.42 Вентилятор отопителя 16.43 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал заднего вида 16.44 Прикуриватель 16.45 Магнитола

17. Диагностика систем электронного управления
17.0 Диагностика систем электронного управления 17.1 Контрольные кузовные размеры 17.2 Особенности ПДД стран Европы