Подушка безопасности: беды или радости? БМВ 3 Е30




14.47. Подушка безопасности: беды или радости?

По статистике, случаи лобового (фронтального) столкновения составляют больше половины всех столкновений автомобилей. Одно из средств защиты водителя и пассажира при лобовом ударе – подушка безопасности, которая предназначена для защиты от контакта с рулевым колесом, панелью приборов, лобовым стеклом. Для этого подушка должна надуться за промежуток времени от момента удара авто до момента соприкосновения водителя с рулевым колесом (он составляет примерно 15–30 милисекунд). Однако нужно отметить, что только в сочетании с ремнем безопасности "Airbag" обеспечивает предельно эффективную защиту, снижает риск получения тяжелой травмы до минимума.

Обычно подушка спрятана в массивной ступице рулевого колеса. По сравнению с автомобилем без подушки безопасности удлинен вал руля, немного иные крепления рулевого колеса, изменены облицовочные кожухи.

Ну, в общем, сама подушка и элементы системы собраны в одном месте – рулевом колесе (это автономная система). Что сюда входит? А: газогенератор и надувной мешок – модуль подушки. Б: электронный датчик столкновений. В: контрольная лампа.

При включении зажигания на 3–4 секунды загорается контрольная лампа, свидетельствующая об исправности системы. Погасла "звездочка" – все О.К. Ну, а во всех других случаях красный огонек на руле (внизу на панели приборов) сообщает: с подушкой что-то не так, нужна высококвалифицированная помощь. А это важно! И помните, что любые работы по ремонту, монтажу, обслуживанию элементов системы подушки разрешено производить лишь специально подготовленному и обученому персоналу СТО. (А то может и стрельнуть, да еще как!).

Как же выглядит этот процесс в динамике? Все происходит в мгновение ока! Датчик обычно реагирует либо на деформацию, либо на замедление, он подает сигнал к детонатору, который, взрываясь, разрушает металлическую мембрану в баллонах со сжатым до 200–250 мПа газом, обычно аргоном или азоном, наполняющим подушку, изготавливаемую из многослойного нейлона (или полиамида) толщиной примерно 0,3–0,4 мм. Та, надуваясь, разрывает крышку модуля по специальным надрезам и вырывается наружу. Проходит лишь 15–30 милисекунд после столкновения, а подушка уже раскрылась и "ждет" водителя, который только еще начал смещаться вперед. Есть контакт! Гася энергию удара, подушка выпускает газ через специальные калиброванные отверстия, смертельное движение человека остановлено, подушка выполнила свою защитную функцию и полностью выпускает газ – "опадает".

И все это происходит за 0,5 секунды! Таким образом рассеивается до 90% энергии удара, а остающиеся 10 возвращают тело водителя в исходное положение. Да не так-то уж и просто заполнить и спрятать подушку емкостью 40 л (а это большинство подушек безопасности) за короткий миг!

Считаю своим долгом заострить внимание на том, что каждую подушку безопасности "настраивают" под конкретную модель авто. Для каждого семейства автомобилей разрабатывают собственную или педантично адаптируют существующую систему, проводят великое множество испытаний (в том числе и "крэш-тестов").

Кроме того, подушки безопасности испытывают на электромагнитную совместимость с сетью авто, на "ложное срабатывание" и т. д. Результаты прячутся в электронику в качестве своеобразных ограничителей – порогов срабатывания. Ведь никак нельзя допустить, чтобы подушка сработала от того, что водитель зазевался и авто угодил в яму на дороге. А такое бывает – и тогда готовься к срабатывания подушки безопасности, да еще и к замене стекол, если они не были закрыты. А замена подушки безопасности стоит недешево. Например, заменить подушку для водителя обойдется в 1600 долларов США, а то и дороже, причем замене подлежит вся система с датчиками и т. п.! И то – на заказ. Так что это дорогое удовольствие. Итак, преимущества пневмоподушки:

1. Она не мешает при движении и незаметна (ох, эти ремни! Снял, застегнул, повесил, да они еще нуждаются в регулировке).

2. Не требует никаких дополнительных условий (все уже готово заранее; короче, не надо пристегиваться).

3. Надежно защищает голову и грудь человека от травмирования.

Но наряду с этими преимуществами существуют и минусы:

1. Большой уровень шума при заполнении (из-за этого при испытании первых подушек у испытателей лопались барабанные перепонки).

2. Неэффективность подушек при боковых столкновениях и опрокидываниях.

3. Недостаточно изучена работоспособность подушек после длительного использования.

4. Есть опасения по поводу ложного срабатывания.

Для устранения некоторых недостатков подушки безопасности разработана стенка безопасности. 1-я часть подушки ограничивает жизненное пространство водителя при лобовом ударе или опрокидывании. Второй элемент защищает водителя при боковом ударе от соприкосновения с элементами кузова авто. Но это пока находится на уровне изобретения, пока ... Хотя есть уже попытка укомплектования авто не одной стандартной подушкой, а тремя. Одна стандартная, расположена, как обычно, в рулевой колонке. Вторая – на уровне груди в виде подушки-матраца для плавания, предохраняющего водителя от бокового удара в области туловища. А третья – ограничивает жизненное пространство в области перемещения головы. Все эти ухищрения направлены на то, чтобы снизить травматизм, зачастую и смертность. И будем надеяться, что эта роскошная подушка скоро станет не предметом "дополнительной комплектации", а обыденным невидимым попутчиком автолюбителя, спасающим ему жизнь.