Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов Шкода Фелиция


 


Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

Система улавливания топливных испарений - общая информация и замена компонентов

Системы снижения токсичности отработавших газов

Для заправки всех бензиновых моделей должно использоваться только неэтилированное топливо. Система управления двигателем осуществляет общий контроль за функционированием силового агрегата, обеспечивая оптимальные соотношения между развиваемой двигателем мощностью, управляемостью автомобиля и составом отработавших газов. Дополнительно автомобиль оборудован рядом систем, обеспечивающих снижение токсичности отработавших газов. Все бензиновые двигатели стандартно оборудованы системой вентиляции картера и каталитическим преобразователем. За счет функционирования данных систем снижается общий уровень эмиссии в атмосферу токсичных продуктов сгорания топлива и картерных газов. Помимо упомянутых систем, бензиновые модели оборудуются также системой улавливания топливных испарений.

Система вентиляции картера входит также в стандартную комплектацию всех оборудованных дизельным двигателем автомобилей моделей. В дополнение дизельные модели оснащаются двухфункциональным каталитическим преобразователем и системой рециркуляции отработавших газов (EGR), позволяющие снизить общий уровень токсичности эмиссии.

Система вентиляции картера

В целях снижения эмиссии в атмосферу картерных газов, содержащих несгоревшие углеводородные соединения, блок двигателя выполнен герметично, а скапливающиеся внутри него прорывающиеся из камер сгорания газы и масляные испарения выводятся из картера и через воздухоочиститель поступают в камеры сгорания, где выжигаются в процессе нормального функционирования двигателя.

Под воздействием глубокого разрежения во впускном трубопроводе (движение на холостых оборотах или торможение двигателем) картерные газы вытягиваются из двигателя самотеком. При снижении глубины разрежения (акселерация, движение с полностью открытой дроссельной заслонкой) вывод газов и испарений происходит за счет относительного повышения внутрикартерного давления. В результате износа компонентов поршневых групп и цилиндров двигателя внутрикартерное давление повышается за счет более интенсивного прорыва газов из камер сгорания, что приводит к вынужденному возврату части выводимого потока при любом разрежении во впускном трубопроводе.

Система управления составом отработавших газов (бензиновые модели)

С целью минимизации уровня токсичности выбрасываемых в атмосферу отработавших газов двигателя в систему выпуска всех бензиновых моделей входит каталитический преобразователь. Установленный в тракт системы выпуска кислородный датчик (l-зонд) замыкает контур обратной связи системы питания, информируя ECU системы управления двигателем об уровне содержания О 2 в отработавших газах. На основании анализа поступающих данных ECU осуществляет соответствующую корректировку состава воздушно-топливной смеси, оптимизируя тем самым процесс ее сгорания.

В кислородный датчик вмонтирован нагревательный элемент, функционированием которого через специальное реле управляет ECU. Задачей элемента является ускорение прогрева l-зонда до оптимальной рабочей температуры. Рабочий наконечник датчика чувствителен к содержанию в окружающем пространстве кислорода. В результате, в зависимости от уровня оксидации отработавших газов, датчик выдает на ECU сигнал соответствующей амплитуды. Минимальная токсичность продуктов сгорания воздушно-топливной смеси достигается при совершенно определенном весовом соотношении ее составляющих, а именно: на 1 весовую часть топлива должно приходиться 14.7 частей воздуха. Данное соотношение называется стехиометрическим числом. Изменение амплитуды выходного сигнала датчика вблизи этой точки происходит большими шагами, что позволяет ECU использовать поступающие сигналы в качестве опорных при вычислении требуемого состава горючей смеси. Корректировка состава смеси осуществляется за счет изменения продолжительности открывания инжекторов впрыска топлива. Описание процедур снятия и установки l-зонда приведено в Разделе Снятие и установка l-зонда.

Система управления составом отработавших газов (дизельные модели)

Двухфункциональный каталитический преобразователь устанавливается в систему выпуска отработавших газов всех дизельных моделей. Преобразователь позволяет предотвратить эмиссию в атмосферу большей части газообразных углеводородных соединений, монооксида углерода (СО) и твердых микрочастиц.

Дополнительно, дизельные модели оборудуются системой рециркуляции отработавших газов (EGR). Система позволяет снизить уровень эмиссии образующихся при сгорании воздушно-топливной смеси токсичных окислов азота за периодического счет возврата части отработавших газов во впускной трубопровод. Возврат отработавших газов производится через плунжерный клапан EGR при определенных условиях функционирования двигателя. Контроль за функционированием системы EGR обеспечивает электронный блок управления дизелем.

Система улавливания топливных испарений (бензиновые модели)

С целью минимизации эмиссии в атмосферу несгоревших углеводородных соединений все бензиновые модели оборудованы системой улавливания топливных испарений. Заливная горловина топливного бака закрывается герметичной крышкой. На брызговике арки левого колеса установлен угольный адсорбер, в который отводятся все скапливающиеся во время стоянки автомобиля в баке топливные испарения. Испаряющееся топливо скапливается в адсорбере и после запуска двигателя выводятся из него через плунжерный клапан продувки во впускной тракт, где сжигается в процессе нормального функционирования автомобиля. С целью защиты каталитического преобразователя от последствий переобогащения смеси в процессе прогрева двигателя или во время работы его на холостых оборотах, ECU не допускает открывания клапана управления продувкой адсорбера до окончательного разогрева агрегата. При повышении нагрузки на двигатель электромагнитный клапан начинает функционировать в импульсном режиме, осуществляя последовательный вывод содержимого адсорбера во впускной тракт двигателя.

Система выпуска


Система выпуска отработавших газов состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, каталитического преобразователя, двух коробчатых глушителей, комплекта опорных кронштейнов и трубчатых соединительных секций. На дизельных моделях и бензиновых моделях 1.6 л каталитический преобразователь включен в состав секции приемной трубы системы выпуска, тогда как на моделях 1.3 л приемная труба и преобразователь устанавливаются отдельно друг от друга.
 



1. Автомобили марки Skoda Felicia
1.0 Автомобили марки Skoda Felicia 1.2 Идентификационные номера автомобиля 1.3 Приобретение запасных частей 1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания 1.7 Смена колес 1.8 Поддомкрачивание и буксировка 1.9 Идентификация утечек 1.10 Проверки готовности автомобиля к эксплуатации 1.12 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.13 Диагостика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Инструкция по эксплуатации
2.0 Инструкция по эксплуатации 2.2 Панель приборов и органы управления 2.3 Оборудование панели управления и дефлекторов воздуховодов, выбор 2.4 Регулировка зеркал заднего вида 2.5 Рычаг управления РКПП 2.6 Оборудование салона 2.7 Ремни безопасности 2.8 Приемы эксплуатации 2.9 Буксировка прицепа 2.10 Заправка топливом

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1 Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.3 4.2. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6 4.3. Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного двигателя 4.4. Демонтаж силового агрегата и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Общая информация и меры предосторожности 5.2 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.3 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.4 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие, установка, разборка 5.6 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических 5.7 Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Система питания
6.0 Система питания 6.1. Система питания карбюраторного двигателя 1.3 л 6.2. Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя 6.3. Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя 6.4. Система питания дизельного двигателя 6.5. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы заряда и запуска 7.2. Система зажигания бензиновых двигателей 7.3. Система преднакала дизельных двигателей

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Общая информация 8.2 Снятие и установка педали сцепления 8.3 Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния и

9. Коробка передач
9.0 Коробка передач 9.1 Общая информация 9.2 Описание узлов и механизмов 9.3 Снятие и установка тяг привода переключения передач 9.4 Замена сальников 9.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка датчика-выключателя 9.6 Снятие и установка механизма привода спидометра 9.7 Снятие и установка коробки 9.8 Капитальные ремонт РКПП, разборка и сборка узлов и компонентов

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Общая информация 10.2 Снятие и установка приводных валов 10.3 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.4 Снятие и установка вибрационного демпфера правого приводного вала 10.5 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация

11. Тормозная система
11.0 Тормозная система 11.1 Общая информация 11.2 Конструкция системы, описание отдельных узлов и механизмов 11.3 Прокачка гидравлической системы 11.4 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 11.5 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 11.6 Замена башмаков барабанных тормозных механизмов задних колес 11.7 Проверка состояния, снятие и установка дисков передних тормозных механизмов 11.8 Снятие, проверка состояния и установка барабанов тормозных механизмов задних колес 11.9 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов тормозных механизмов передних колес 11.10 Снятие, капитальный ремонт и установка колесных цилиндров задних тормозных механизмов 11.11 Снятие, капитальный ремонт и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) 11.12 Снятие и установка педали ножного тормоза 11.13 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов 11.14 Снятие, проверка состояния и установка контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов со шлангом 11.15 Регулировка стояночного тормоза 11.16 Снятие и установка рычага стояночного тормоза 11.17 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 11.18 Проверка исправности функционирования, снятие и установка клапана-регулятора давления в гидравлических контурах тормозных механизмов задних колес 11.19 Снятие, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов 11.20 Система антиблокировки тормозов (ABS)-общая информация 11.21 Снятие и установка компонентов систем ABS 11.22 Снятие и установка вакуумного насоса (дизельные модели) 11.23 Проверка состояния и капитальный ремонт вакуумного насоса (дизельные модели)

12. Подвеска и рулевое управление
12.0 Подвеска и рулевое управление 12.1 Общая информация и меры предосторожности 12.2 Снятие и установка ступичных сборок передних колес 12.3 Замена подшипников передних колес 12.4 Снятие и установка стоек передней подвески 12.5 Капитальный ремонт стоек передней подвески 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка нижних рычагов передней 12.7 Замена шаровых опор нижних рычагов передней подвески 12.8 Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости передней 12.9 Снятие и установка стоек штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 12.10 Снятие и установка переднего подрамника 12.11 Замена подшипников задних ступиц 12.12 Снятие, капитальный ремонт и установка стоек задней подвески 12.13 Капитальный ремонт стоек задней подвески 12.14 Снятие, капитальный ремонт и установка цапф заднего моста 12.15 Снятие и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости 12.16 Снятие и установка заднего моста 12.17 Снятие и установка рулевого колеса 12.18 Снятие и установка рулевой колонки 12.19 Капитальный ремонт рулевой колонки 12.20 Снятие и установка сборки замка зажигания/блокировки руля 12.21 Снятие, капитальный ремонт и установка рулевого механизма 12.22 Замена резиновых защитных чехлов картера рулевого механизма 12.23 Удаление воздушных пробок из гидравлического тракта системы усиления руля 12.24 Снятие и установка рулевого насоса 12.25 Снятие и установка наружных наконечников рулевых тяг 12.26 Снятие и установка рулевой тяги 12.27 Углы установки колес автомобиля - общая информация

13. Кузов и отделка салона
13.0 Кузов и отделка салона 13.1 Общая информация и меры предосторожности 13.2 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 13.3 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 13.5 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 13.6 Снятие и установка переднего бампера 13.7 Снятие и установка заднего бампера 13.8 Снятие, установка и регулировка капота 13.9 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 13.10 Снятие, установка и регулировка сборки замка капота 13.11 Снятие и установка дверей 13.12 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 13.13 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 13.14 Снятие и установка дверных стекол и регуляторов стеклоподъемников 13.15 Снятие и установка двери задка и ее упорных штанг 13.16 Снятие, установка и регулировка компонентов замка двери задка 13.17 Снятие и установка компонентов единого замка 13.18 Снятие и установка компонентов электропривода стеклоподъемников 13.19 Снятие и установка наружных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 13.20 Ветровое стекло и стекло двери задка - общая информация 13.21 Верхний люк 13.22 Снятие и установка элементов кузовной отделки 13.23 Снятие и установка сидений 13.24 Механизм натяжителя ремня безопасности переднего сиденья - общая информация 13.25 Снятие и установка компонентов ремней безопасности 13.26 Снятие и установка элементов отделки салона 13.27 Снятие и установка центральной консоли 13.28 Снятие и установка панели приборов

14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование 14.1 Общая информация и меры предосторожности 14.2 Поиск причин отказов электрооборудования 14.3 Предохранители, реле и прерыватели - общая информация 14.4 Снятие и установка выключателей 14.5 Замена ламп наружных осветительных и сигнальных приборов 14.6 Замена ламп внутренних осветительных приборов 14.7 Снятие и установка сборок наружных осветительных и сигнальных приборов 14.8 Регулировка направления оптической оси головных фар - общая информация и замена механизма регулятора 14.9 Снятие и установка приборного щитка 14.10 Снятие и установка троса привода спидометра 14.11 Снятие и установка прикуривателя 14.12 Снятие и установка рожка клаксона 14.13 Снятие и установка рычагов стеклоочистителей 14.14 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителей ветрового стекла 14.15 Снятие и установка электромотора привода очистителя заднего стекла 14.16 Снятие и установка компонентов омывателей ветрового стекла/линз головных фар/заднего стекла 14.17 Снятие и установка автомагнитолы 14.18 Снятие и установка громкоговорителей 14.19 Снятие и установка антенны радиоприемника 14.20 Противоугонная сигнализация/система иммобилизации двигателя 14.21 Снятие и установка компонентов системы обогрева передних сидений 14.22 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 14.23 Снятие и установка компонентов системы подушек безопасности 14.24. Схемы электрических соединений 14.25 Диагностика электронных систем управления двигателем и систем обеспечения безопасности

15. Контрольные кузовные размеры
15.0 Контрольные кузовные размеры

16. Особенности ПДД стран Европы
16.0 Особенности ПДД стран Европы