Обслуживание головки цилиндров Ниссан Патрол


 


Обслуживание головки цилиндров

Снятие и установка

 border=

Для выполнения описываемых ниже процедур понадобится следующее специальное оборудование: инструмент для сжатия клапанных пружин, микрометр и измеритель плоскостности (ребро стальной линейки).

Снятие

 border=

Головка цилиндров в принципе может быть снята в сборе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором, однако ввиду значительности массогабаритных характеристик такой сборки составители данного Руководства рекомендуют придерживаться изложенного ниже порядка выполнения процедуры.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  2. Позаботьтесь о защите от повреждений лакокрасочного покрытия вокруг двигательного отсека.
  3. Опорожните систему охлаждения.
  4. Снимите сборку коромысел со штангами толкателей, впускной трубопровод и выпускной коллектор.
  5. Ослабьте шланговые хомуты и отсоедините шланги систем охлаждения и отопления, мешающие снятию головки цилиндров.
  6. Отдайте болт крепления регулировочной скобы генератора на головке цилиндров.
 border=

Во избежание деформации головки цилиндров не отдавайте болты ее крепления до тех пор, пока двигатель полностью не остынет.


 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol
  1. Отдайте передние болты головки цилиндров по соседству с водяным насосом (см. сопроводительную иллюстрацию).
  1. Постепенно ослабьте болты крепления головки, действуя в порядке, обратном показанном на сопроводительной иллюстрации. При извлечении болтов следите за тем, чтобы не обронить в двигатель шайбу с болта № 23.
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol Порядок затягивания болтов головки цилиндров - передние болты не видны и должны быть затянуты после завершения затягивания основных.
  1. При помощи ассистента извлеките головку цилиндров из двигательного отсека. Постарайтесь случайно не повредить сопрягаемые поверхности.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров, - на них не должно оставаться заусениц, задиров и следов материала старой прокладки.
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol
  1. Проверьте головку цилиндров на наличие деформаций, для чего измерьте величину ее неплоскостности по диагонали и вдоль сопрягаемой поверхности (воспользуйтесь измерителем плоскостности (ребро стальной линейки) и щупом лезвийного типа - см. сопроводительную иллюстрацию). В случае выявления признаков деформации головку следует проточить, приведя ее состояние в соответствие с нормативными требованиями (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), либо заменить.
  1. Аналогичным образом проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности блока цилиндров. Выполните необходимый ремонт (проточка), либо замените блок.
  2. Уложите новую прокладку головки на блок двигателя, проследив за правильностью совмещения ее отверстий с направляющими штифтами и рабочими отверстиями в блоке.
  3. Установите на блок головку цилиндров, слегка смажьте маслом резьбы болтов и шайбы и вверните крепеж.
 border=

Шайбы должны устанавливаться фасками к головкам болтов.

  1. Свободно вверните передние болты головки.
  2. Затяните основные крепежные болты в порядке, показанном на иллюстрации по следующей схеме:
    1. На первом этапе затяните болты (основные) с усилием 29 Нм;
    2. Далее затяните их с усилием 78 Нм;
    3. Полностью ослабьте болты в обратном порядке;
    4. Вновь затяните их с усилием 29 Нм;
    5. Затяните болты с усилием 64 ÷ 74 Нм, либо (что предпочтительнее) с помощью угломера еще на 69° ÷ 70°.
  3. Затяните передние болты головки с усилием 6.4 ÷ 7.5 Нм.
  4. Установите на место сборку коромысел и штанги толкателей, а также впускной трубопровод и выпускной коллектор.
  5. Запустите двигатель и проверьте его на утечки.

Разборка головки цилиндров

 border=

Выполнение капитального ремонта головки цилиндров требует использования специального оборудования. Приобретение или аренда такого оборудования обычно оказываются экономически невыгодными при ремонте лишь одной головки. Ввиду вышесказанного целесообразно будет поручить выполнение капитального ремонта головки цилиндров специалистам мастерской дилерского отделения компании-производителя автомобиля, либо станции техобслуживания. В некоторых фирменных мастерских можно на обменной основе приобрести сменную восстановленную головку, что позволяет значительно сократить время простоя автомобиля.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите головку цилиндров с двигателя.
  2. Снимите крышку термостата с головки цилиндров, извлеките термостат и удалите следы материала старой прокладки с сопрягаемых поверхностей.
  3. Перед извлечением клапанов удалите угольные отложения из камер сгорания. Это позволит минимизировать риск повреждения клапанов и их седел.
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol
  1. Уложите головку цилиндров на бок и при помощи специального инструмента сожмите пружины первого из клапанов (см. сопроводительную иллюстрацию).
  1. Извлеките из тарелки клапанных пружин сухари разрезного замка (компоненты клапанов показаны на сопроводительной иллюстрации).
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol 1 — сухари
2 — тарелки клапанных пружин
3 — витки с укороченным шагом
4 — пружины
5 — седла
6 — маслоотражательные колпачки
7 — впускной клапан
8 — выпускной клапан
  1. Отпустите инструмент и снимите тарелку пружин, пружины и седла пружин.
  2. При помощи надфиля удалите видимые заусеницы и шероховатости с краев канавки под установку сухарей разрезного замка на стержне клапана, затем извлеките клапан из тела головки цилиндров.
  3. Действуя по описанной схеме извлеките все оставшиеся клапаны, складывая их упорядоченно с привязкой к местам установки.
 border=

Для упорядоченного складирования клапанов отлично подойдет рейка с двенадцатью пронумерованными отверстиями, в которые и следует втыкать стержнями клапаны по порядку их установки в головке.

  1. Осторожно поддевая, снимите со стержней клапанов маслоотражательные колпачки. Выбросите их.

Чистка и проверка состояния головки и ее компонентов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Тщательно очистите клапаны и отбракуйте дефектные (с прогарами, трещинами и деформацией стержней).
  2. Осторожно удалите скопившиеся отложения с приемных и выпускных портов головки, стержней клапанов и их направляющих втулок. Постарайтесь не повредить сопрягаемые поверхности.
  3. Очистите сопрягаемую поверхность головки, каналы водяной рубашки, опору и гнездо установки термостата.
  4. Вымойте головку цилиндров в керосине, промойте водой из шланга, затем тщательно просушите во избежание развития коррозии.
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol
  1. Вставьте каждый клапан в свою направляющую втулку. Поднимите клапан так, чтобы торец его стержня выступал на 30 мм. Закрепите циферблатный измеритель таким образом, чтобы его плунжер упирался в образующую поверхность хвостовика стержня клапана (см. сопроводительную иллюстрацию).
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol
  1. Покачайте клапан вперед-назад параллельно плоскости расположения коромысла. Если измеритель зафиксирует ход свыше 0.2 мм, замерьте внутренний диаметр направляющей втулки и наружный диаметр стержня клапана при помощи микрометра (см. сопроводительную иллюстрацию). Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), в случае необходимости замените изношенные компоненты. Повторите процедуры для всех клапанов.

 border=

Так как для снятия и установки направляющих втулок головку требуется прогреть до температуры 150° ÷ 160° С, а сами втулки после установки грамотно развернуть, выполнение этой работы желательно поручить специалисту.

  1. Замените все сферические заглушки (выжимные пробки водяной рубашки) головки цилиндров, исправность состояния которых вызывает сомнение.
  2. Проверьте плоскостность сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров (см. подраздел Снятие и установка). В случае необходимости проточите поверхности или замените не подлежащие восстановлению компоненты.
  3. Проверьте исправность функционирования термостата.

Восстановление рабочих поверхностей тарелок и седел клапанов

 border=

Данную работу должен выполнять квалифицированный механик, имеющий в своем распоряжении специальные инструменты. Составители данного Руководства рекомендуют поручить ее специалистам мастерской автосервиса.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проточите тарелку каждого из клапанов под оговоренным нормативами углом (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства). В случае необходимости сточите стержень клапана на плоскость, однако не снимайте более 0.2 мм материала. Если ширина цилиндрической части образующей поверхности тарелки (поясок) выходит за нижний допустимый предел, клапан подлежит замене.
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol 1 — фаска седла
2 — поясок тарелки клапана
3 — стержень
4 — канавка под сухари разрезного замка
  1. Проверьте прямизну стержня клапана. В случае выявления чрезмерного изгиба также замените клапан.
  2. При проточке седел клапанов обязательно оснащайте резец специальной направляющей. В результате обработки должна быть получена гладкая неразрывная рабочая фаска.
  3. Чрезмерно изношенные седла подлежат замене.
  4. По завершении обработки седел ширина их рабочих фасок должна соответствовать нормативным требованиям, которые различны для впускных и выпускных клапанов (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
  5. Для проверки развитости пятна контакта смажьте рабочую поверхность тарелки клапана берлинской лазурью, затем установите клапан в головку и повращайте, прижав к седлу. После отрыва тарелки клапана на рабочей фаске седла должно образоваться равномерное неразрывное кольцо, коаксиальное оси седла. Проверьте аналогичным образом качество обработки всех клапанов/седел.

Проверка состояния клапанных пружин

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Измерьте свободную длину клапанных пружин. Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
  2. Проверьте пружины на наличие признаков деформации.
  3. Если специального диагностического инструмента под рукой не имеется, сравните длину нагруженной пружины с таковой для новой пружины. Для этого уприте пружины торцами друг в друга, проложив между ними плоскую пластину или шайбу, затем сожмите сборку в тисках. После сведения губок тисков приблизительно на 13 мм длина исправной пружины не должна отличаться от длины новой более чем на 5%. В случае необходимости замените пружину.

Сборка головки цилиндров

Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед началом сборки удостоверьтесь в абсолютности чистоты портов и клапанных седел - на их поверхностях не должно оставаться никаких следов посторонних материалов. Слегка смажьте маслом направляющие втулки клапанов и установите седла пружин.
  2. При помощи отрезка подходящей трубки посадите на направляющие втулки маслоотражательные колпачки стержней клапанов. Глубина посадки должна быть соблюдена с максимальной точностью (см. сопроводительную иллюстрацию).
 Обслуживание головки цилиндров Nissan Patrol 1 — маслоотражательный колпачок
2 — направляющая втулка
3 — седло пружины
4 — головка цилиндров
  1. Смажьте стержни клапанов и введите их в соответствующие направляющие втулки.
  2. Наденьте на стержень клапана пружины и их тарелку, проследив за тем, чтобы пружины оказались обращены витками с укороченным шагом в сторону головки. Сожмите сборку при помощи специального инструмента.
  3. Установите в канавку на стержне сухари разрезного замка и отпустите инструмент. Слегка обстучите торец стержня молотком для усадки сухарей в канавке.
  4. Повторите процедуру для оставшихся клапанов. Установите головку на блок цилиндров.

 



1. Автомобили серий Nissan Patrol и Ford Maverick
1.0 Автомобили серий Nissan Patrol и Ford Maverick 1.2 Идентификационные номера автомобиля 1.3 Приобретение запасных частей 1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.5 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.6 Поддомкрачивание автомобиля и смена колес 1.7 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.8 Буксировка

2. Диагностика неисправностей
2.0 Диагностика неисправностей 2.1 Диагностика отказов при запуске двигателя в дорожных условиях 2.2 Диагностика общих механических отказов двигателя 2.3 Диагностика неисправностей системы охлаждения 2.4 Диагностика неисправностей систем отопления и кондиционирования воздуха 2.5 Диагностика неисправностей системы питания 2.6 Диагностика неисправностей сцепления 2.7 Диагностика неисправностей ручной трансмиссии 2.8 Диагностика неисправностей автоматической трансмиссии 2.9 Диагностика неисправностей переднего моста 2.10 Диагностика неисправностей заднего моста 2.11 Диагностика неисправностей рулевого управления 2.12 Диагностика неисправностей передней подвески 2.13 Диагностика неисправностей задней подвески 2.14 Диагностика неисправностей тормозной системы 2.15 Диагностика неисправностей систем электрооборудования двигателя 2.16 Диагностика неисправностей бортового электрооборудования 2.17 Диагностика состояния шин и их протекторов

3. Настройки и текущее обслуживание
3.0 Настройки и текущее обслуживание 3.1 Смазка и обслуживание 3.2 Процедуры обслуживания колес 3.3 График текущего обслуживания автомобиля 3.4 Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания

4. Двигатель
4.0 Двигатель 4.1. Снятие и установка двигателя 4.2. 3.0 л

5. Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха
5.0 Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха 5.1 Обслуживание радиатора 5.2 Снятие, проверка функционирования и установка термостата 5.3 Снятие и установка водяного насоса 5.4 Замена сферических заглушек (выжимных пробок) 5.5 Обслуживание приводного ремня(ей) водяного насоса 5.6 Панель и привод управления отопителем и кондиционером воздуха 5.7 Снятие и установка электромотора вентилятора 5.8 Система кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска отработавших газов
6.0 Системы питания и выпуска отработавших газов 6.1. Снятие и установка воздухоочистителя и пылеотделителя предварительной очистки 6.2. впрыска топлива (EFI) и управления двигателем - модели 4.2 л выпуска после 1992 г. 6.3. Система выпуска отработавших газов

7. Системы снижения токсичности отработавших газов
7.0 Системы снижения токсичности отработавших газов 7.1 Система вентиляции картера 7.2 рециркуляции отработавших газов (EGR) - модели 3.0 л 7.3 Система управления качеством смеси во время деселерации 7.4 Система управления температурой всасываемого воздуха 7.5 Система улавливания топливных испарений (ECS)

8. Системы электрооборудования двигателя
8.0 Системы электрооборудования двигателя 8.1. Система зажигания 8.2. Системы заряда и запуска

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Снятие и установка 9.2. Автоматическая трансмиссия 9.3. Раздаточная коробка 9.4. Карданные валы

10. Сцепление
10.0 Сцепление 10.1 Обслуживание сборки сцепления и механизма выключения сцепления 10.2 Обслуживание главного цилиндра 10.3 Обслуживание исполнительного цилиндра 10.4 Обслуживание сервопривода 10.5 Обслуживание педали сцепления 10.6 Прокачка гидравлической системы 10.7 Регулировки сцепления

11. Тормозная система
11.0 Тормозная система 11.1 Обслуживание главного тормозного цилиндра (ГТЦ) 11.2 Обслуживание вакуумного усилителя (сервопривода) тормозов 11.3 Обслуживание передних дисковых тормозных механизмов 11.4 Обслуживание задних барабанных тормозных механизмов 11.5 Обслуживание задних дисковых тормозных механизмов 11.6 Прокачка гидравлической системы 11.7 Обслуживание педали тормоза 11.8 Снятие и установка клапана - регулятора давления 11.9 Обслуживание стояночного тормоза

12. Передний и задний мосты, ходовая часть и рулевое управление
12.0 Передний и задний мосты, ходовая часть и рулевое управление 12.1. Обслуживание ступиц передних колес и приводных валов 12.2. Передняя подвеска рессорного типа 12.3. Передняя подвеска на винтовых пружинах 12.4. Задние мост и подвеска 12.5. Задняя подвеска рессорного типа 12.6. Задняя подвеска на винтовых пружинах 12.7. Рулевое управление

13. Кузов
13.0 Кузов 13.1 Уход за кузовом 13.2 Удаление пятен различного происхождения с виниловой обивки и панелей отделки салона 13.3 Уход за обивкой и ковриками салона 13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 13.5 Ремонт значительных повреждений кузова 13.6 Замена ветрового стекла и фиксированных оконных стекол 13.7 Обслуживание передних дверей 13.8 Обслуживание задних дверей 13.9 Снятие и установка капота 13.10 Обслуживание дверей задка моделей Хардтоп (Hardtop) и Универсал (Station Wagon) 13.11 Обслуживание двери задка моделей Утилити (Фургон) (Utility) 13.12 Снятие и установка решетки радиатора 13.13 Снятие и установка центральной консоли 13.14 Снятие и установка передних сидений 13.15 Снятие и установка заднего сиденья 13.16 Обслуживание ремней безопасности 13.17 Снятие и установка панели приборов

14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование 14.2 Снятие и установка нажимной кнопки клаксона 14.3 Выключатели 14.4 Сигнальные и осветительные приборы 14.5 Снятие и установка комбинации приборов 14.6 Обслуживание датчика спидометра 14.7 Обслуживание аудиосистемы 14.8 Снятие и установка мотора вентилятора отопителя 14.9 Обслуживание очистителей ветрового стекла 14.10 Обслуживание очистителя заднего стекла 14.11 Предохранители, плавкие вставки и реле 14.12 Электропроводка питания электрооборудования прицепа 14.13 Схемы электрических соединений