Пятиступенчатая коробка передач Форд Фиеста





Механическая коробка передач (iB5), которой оборудованы все модели автомобилей с 1996 года выпуска
Рис. 12.3. Механическая коробка передач (iB5), которой оборудованы все модели автомобилей с 1996 года выпуска


Автомобили Fiesta оснащают пятиступенчатой коробкой передач ( рис. 12.3). Все передачи переднего хода полностью синхронизированы, причем первые три передачи даже снабжены двойными синхронизаторами. В зависимости от модели двигателя устанавливают коробки передач с различными передаточными числами. Только автоматическая коробка передач работает бесступенчато, выбирая требуемые передаточные отношения между двумя различными по диаметру парами конических шестерен. Как свидетельствует практика, коробки передач автомобилей Fiesta надежны в эксплуатации и редко выходят из строя. Если вы столкнулись с исключением из правил, поручите отремонтировать коробку передач автомастерской или сервисному центру. Своими силами можно выполнить ремонт только при наличии необходимого инструмента и определенных знаний и опыта. Даже автомастерские передают требующие капитального ремонта коробки передач их изготовителю или меняют коробку передач на другую.

ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Работа коробки передач
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач. На первичном валу установлено пять косозубых шестерен и шестерня заднего хода, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями на вторичном валу. Шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках и свободно вращаются на валу до тех пор, пока в механизме переключения передач не включится определенная передача.
Шестерни и валы
При включении передачи соответствующая шестерня блокируется с вторичным валом коробки передач. Отношение количества зубьев включенной пары шестерен в итоге обеспечивает соответствующую передачу. При переключении передач между шестернями не выполняется ни одного соединения — соединение осуществляется между шестерней и валом. Рычаг переключения передач действует на вилку, которая через муфту обеспечивает жесткую кинематическую связь шестерен. Чтобы выровнять частоты вращения вала и шестерни, используются синхронизаторы, состоящие из нескольких элементов. Быстрее вращающийся вал тормозится за счет трения до тех пор, пока при равномерной частоте вращения осуществляется соединение с передачей крутящего момента. Поскольку для осуществления синхронизации частот вращения требуется незначительное время, не рекомендуется сильно давить на рычаг переключения передач, особенно при холодном двигателе и густом трансмиссионном масле.
Передачи переднего хода и задний ход
Частота вращения первых трех передач автомобиля Fiesta меньше, чем частота вращения коленчатого вала двигателя. На четвертой передаче передаточное отношение составляет 0,95:1 и ведомые шестерни вращаются с большей частотой, чем коленчатый вал двигателя. Эксперты говорят о «длинной» передаче, которая поддерживает оптимальные характеристики мощности двигателей Ford. На пятой передаче (передаточное отношение 0,76:1) «ножницы» – разность частот вращения коленчатого вала двигателя и привода — еще больше, что сохраняет двигатель и снижает расход топлива преимущественно на больших расстояниях. При переключении всех передач переднего хода задействованы две шестерни. Только для передачи заднего хода задействуются три шестерни. Третья шестерня, также называемая промежуточной шестерней, расположена на отдельном валу и включается в работу только тогда, когда для обеспечения заднего хода автомобиля необходимо изменить направление вращения приводного вала.