Маховик или ведущий диск (модели с автоматической коробкой передач) Мерседес Спринтер




На двигателе установлен комбинированный маховик с гасителем крутильных колебаний (демпфером). Смысл подобной конструкции маховика заключается в сглаживании и предотвращении передачи на трансмиссию крутильных колебаний, возникающих на коленчатом валу в процессе работы двигателя вследствие чередования такта рабочего хода в цилиндрах двигателя. Благодаря этому существенно снижается уровень шума, вызванного крутильными колебаниями. Передняя часть маховика закреплена жестко на коленчатом валу. На нее монтируется гаситель крутильных колебаний, состоящий из системы пружинных демпферов. Задняя часть маховика крепится к этому гасителю крутильных колебаний. Таким образом, он не имеет жесткой связи с передней частью маховика, а следовательно, и с коленчатым валом. Установленная здесь же муфта сцепления также разделена с двигателем данной системой гашения крутильных колебаний.

Конструкция маховика (модели с механической коробкой передач)
Рис. 84. Конструкция маховика (модели с механической коробкой передач): 1 — фланец коленчатого вала; 2 — дистанционное кольцо; 3 — зубчатый венец для пуска двигателя стартером; 4 — маховик; 5 — податливые болты М10х22 мм; 6 — шариковый подшипник; 7 — стопорное кольцо




Конструкция маховика на автомобилях с автоматической коробкой передач
Рис. 85. Конструкция маховика на автомобилях с автоматической коробкой передач: 1 — ведущий диск преобразователя крутящего момента; 2 — зубчатый венец для пуска двигателя стартером; 3 — маховик; 4 — дистанционная шайба; 5 — податливый болт; 6 — коленчатый вал




Коленчатый вал и сопрягаемые с ним детали на примере двигателя 602 (аналогичные детали используются и на 601-м двигателе)
Рис. 76. Коленчатый вал и сопрягаемые с ним детали на примере двигателя 602 (аналогичные детали используются и на 601-м двигателе): 1 — болт крепления звездочки цепного привода на коленчатом валу; 2 — шайба болта крепления звездочки цепного привода; 3 — демпфер крутильных колебаний (если он установлен); 4 — спаренная приводная звездочка; 5 — шпонка; 6 — вкладыши подшипников коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — регулировочные упорные полукольца, 5 размерных групп; 9 — посадочный штифт; 10 — дистанционная шайба; 11 — радиальный шариковый подшипник; 12 — шайба; 13 — комбинированный двухмассовый маховик; 14 — болт крепления маховика; 15 — стопорная пластина; 16 — маховик, стандартное исполнение; 17 — зубчатый венец маховика; 18 — ступица виброгасителя (если она установлена); 19 — установочный штифт; 20 — шайба; 21 — болт крепления виброгасителя/ ременного шкива к ступице (если он установлен); 22 — ступица виброгасителя (если она установлена); 23 — ременный шкив (если он установлен); 24 — болт крепления виброгасителя и ременного шкива




Перед заменой маховика следует замерить его высоту для того, чтобы получить новый маховик такой же конструкции. На рис. 84 и 85 показаны маховики, о которых идет речь. На рис. 76 также показана форма маховика и ведущего диска.
Маховик либо ведущий диск вместе с зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера могут меняться без последующей балансировки коленчатого вала. Зубчатый венец ведущего диска или маховика также можно заменить на новый, и, хотя эту работу лучше выполнять на СТО, ниже приводится описание выполнения этой работы. Перед ее выполнением нет необходимости снимать двигатель.
Для снятия комбинированного маховика необходимо выполнить следующие операции:
- снять коробку передач;

Крепление маховика на коленчатом валу (стрелкой показано центрующее отверстие)
Рис. 86. Крепление маховика на коленчатом валу (стрелкой показано центрующее отверстие): 1 — зубчатый венец; 2 — маховик; 3 — податливые болты М10х22 мм; 4 — шариковый подшипник




- удерживая маховик от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями зубчатого венца, или болтом, вставленным в отверстие фланца блока цилиндров, отвернуть по порядку все восемь болтов маховика. При последующей установке маховика либо ведущего диска следить за тем, чтобы отверстие, просверленное в маховике и находящееся между двумя болтами, и отверстие на фланце коленчатого вала всегда располагались друг против друга. На рис. 86 показано расположение такого отверстия. На ведущем диске выполнено аналогичное отверстие;
- снять маховик либо ведущий диск. Под ведущим диском установлены дистанционные шайбы, которые также освобождаются после откручивания болтов;

Основные размеры для проверки состояния податливых болтов
Рис. 87. Основные размеры для проверки состояния податливых болтов: L — длина болта; d — диаметр податливой части болта; D — диаметр резьбовой части болта




- замерить диаметр тонкой части болтов. Если результат замера на каком-либо из болтов окажется меньше 8,1 мм, то такой болт следует заменить. Замеры выполняются, как показано на рис. 87;
- проверить состояние маховика и заменить зубчатый венец. При наличии следов износа или ожогов на маховике его следует подвергнуть восстановительному ремонту. На специализированной СТО фирмы Mercedes-Benz есть все необходимые данные проводимых замеров и контроля. Для замены зубчатого венца потребуется нагревательное устройство с диапазоном регулировки температуры до 220° С.
Замену зубчатого венца маховика необходимо выполнять в такой последовательности:
- отметить положение зубчатого венца на маховике и зажать маховик в тиски;
- между двумя зубьями венца просверлить отверстие до маховика, но не врезаясь сверлом в маховик;
- с помощью зубила сколоть старый зубчатый венец;

Предупреждение
Берегите глаза от возможного попадания осколков при работе с маховиком.

- основательно зачистить место посадки венца на маховике;
- новый венец разогреть до указанной температуры (см. выше) и быстро с помощью пассатижей надеть на маховик. Оправкой из мягкого металла и молотком поправить положение венца на маховике. Эту работу надо выполнять очень быстро.


Выпрессовка шарикового подшипника коленчатого вала
Рис. 88. Выпрессовка шарикового подшипника коленчатого вала




Для замены зубчатого венца на ведущем диске необходимо демонтировать зубчатый венец вместе со стальным кольцом с ведущего диска. При последующей сборке новую деталь устанавливать таким образом, чтобы все отверстия для крепежных болтов зубчатого венца и преобразователя крутящего момента на стальном кольце и на ведущем диске совпали.
На фланце коленчатого вала установлен шариковый подшипник. На автомобилях с механической коробкой передач за этим подшипником 6 (см. рис. 84) запрессовано предохранительное кольцо 7, которое с обеих сторон для защиты закрыто шайбами из синтетического материала Viton. За подшипником находится дистанционная шайба. Для выпрессовки подшипника вместе с предохранительным кольцом следует пользоваться съемником, показанным на рис. 88.
Если подшипник снят, то необходимо запрессовать предохранительное кольцо на двигателе под механическую коробку передач.

Расположение центрующего отверстия на ведущем диске
Рис. 89. Расположение центрующего отверстия на ведущем диске




Установку маховика либо ведущего диска необходимо выполнять следующим образом:
- к фланцу коленчатого вала приставить маховик либо ведущий диск и проворачивать его до тех пор, пока центрующие отверстия не встанут друг против друга. При монтаже маховика обращайтесь к рис. 86, а при монтаже ведущего диска — к рис. 89, на которых показано нахождение центрующих отверстий. При установке ведущего диска следует накладывать на него защитный диск;
- завернуть крепежные болты и затянуть их моментом 30–40 Н·м. Для затяжки этих болтов потребуется ключ под внутренний шестигранник. Окончательно довернуть  болты еще на 90–100°, что соответствует примерно 1/4 оборота. Требуемый угол затяжки должен обязательно выдерживаться для того, чтобы использовать упругое действие податливых болтов.