Циркуляция охлаждающей жидкости E-class






Рис. 5.25. Схема циркуляции охлаждающей жидкости бензинового двигателя: А — термостат закрыт, жидкость циркулирует в двигателе по малому контуру при температуре ниже +85 °С (+87 °С); В – термостат частично открыт, жидкость циркулирует по малому и большому контурам при температуре от +85 (+87) до +94 °С (+102 °С); С — термостат полностью открыт, жидкость циркулирует по большому контуру, через радиатор, при температуре более +94 °С (+102 °С); 1 – блок цилиндров; 2 – головка блока; 3 – насос охлаждающей жидкости; 4 – термостат; 5 – нижний патрубок системы охлаждения; 6 – верхний патрубок системы охлаждения; 7 – радиатор; 8 – соединительный патрубок; 9 – патрубок для выхода воздуха; 10 – расширительный бачок; 11 – поплавок; 12 – сливной бачок; 13 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 14 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя правый; 15 – радиатор отопителя; 16 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя левый; 17 – масляный радиатор



После пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, который ограничивается водяной рубашкой охлаждения двигателя и радиатором отопителя (рис. 5.25). Термостат остается закрытым, пока двигатель не нагреется до рабочей температуры.

В малом контуре термостат закрывает путь жидкости к радиатору.

Количество охлаждающей жидкости, циркулирующей по малому кругу, меньше, поэтому двигатель быстрее достигает рабочей температуры. Затем термостат открывается, и горячая охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор сверху вниз. В радиаторе в результате его обдува встречным потоком воздуха тепло от двигателя отводится в атмосферу. Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, предохраняя двигатель от перегрева и охлаждения.

Охлаждающая жидкость напрямую подается обратно в двигатель. Так она быстрее нагревается, обеспечивая разогрев двигателя. Радиатор подключается только тогда, когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры. Термостат открывается, холодная жидкость, выходящая из наружного контура, постепенно перемешивается с нагретой водой из малого контура. Это предотвращает так называемый холодный шок двигателя.

Как только температура охлаждающей жидкости начинает подниматься, термостат открывается, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, одновременно закрывается малый контур. При рабочей температуре охлаждающая жидкость циркулирует по нижнему шлангу с левого резервуара радиатора к водяному насосу, который нагнетает жидкость в блок двигателя, масляный радиатор и головку цилиндров. Большая часть жидкости затем через открытый термостат по верхнему шлангу подается назад, к правому резервуару радиатора, другая часть в это время подается в радиатор отопителя салона автомобиля. Вытекающая снизу из радиатора охлажденная жидкость, проходя двигатель, разогревается и попадает в радиатор сверху. При проходе через радиатор горячая жидкость охлаждается. Если при движении автомобиля температура охлаждающей жидкости опускается ниже рабочей температуры, термостат снова перекрывает проход через радиатор то тех пор, пока охлаждающая жидкость не нагреется до необходимой рабочей температуры.

Для повышения эффективности охлаждения радиатора частота вращения вентилятора может быть повышена за счет применения вязкостной муфты или, в зависимости от комплектации, электровентилятора. При выключенной муфте вентилятор вращается с теми же оборотами, что и коленчатый вал двигателя, но не быстрее 1000 мин-1. Вязкостная муфта или электровентилятор включаются от биметаллического выключателя или термовыключателя в том случае, если температура охлаждающей жидкости превышает определенное значение. Отключается вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже рабочей.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Электровентилятор радиатора может включаться и при выключенном зажигании из-за аэродинамического нагрева двигателя.