Очистка и проверка состояния головки цилиндров и компонентов BMW 5 (Е28) 1981-1987


 



Очистка и проверка состояния головки цилиндров и компонентов

Тщательная очистка головки (головок) цилиндров и связанных с ней компонентов клапана с последующей детальной проверкой состояния позволит определить, какой объем работ с клапанами предстоит выполнить при капитальном ремонте двигателя.

Если двигатель испытал сильный перегрев, то головка цилиндров, вероятно, искривлена (смотри п. 4).

Очистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удалите скребком с уплотняемых поверхностей головки цилиндров, впускного трубопровода и выпускного коллектора все остатки старой прокладки и уплотнительного компаунда. Соблюдайте особую осторожность, чтобы не повредить головку цилиндров. В магазинах автозапчастей можно приобрести специальные растворители для удаления прокладок.
  2. Удалите из каналов охлаждения все осаждения.
  3. Жесткой щеткой прочистите различные отверстия, чтобы удалить осаждения, которые могли в них появиться.
  4. Для удаления коррозии и резьбового герметика, которые могут присутствовать в резьбовых отверстиях, прочистите их метчиками соответствующего размера. Если доступен сжатый воздух, после этой операции очистите с его помощью отверстия от мусора.

При использовании сжатого воздуха применяйте защитные очки.

  1. Очистите растворителем головку цилиндров и тщательно просушите. Сжатый воздух ускорит процесс сушки и обеспечит чистоту отверстий и углублений.

Существуют химические средства для удаления нагара и они могут оказаться очень полезными при очистке головок цилиндров и компонентов узлов клапанов. Однако, эти средства очень агрессивные и их следует применять с осторожностью. Следуйте инструкциям на их упаковках.

  1. Очистите растворителем валы коромысел/коромысла/толкатели, пружины, пружины клапанов, держатели и сухари, а затем тщательно просушите их. Чтобы не перепутать компоненты клапанов, очищайте клапаны по очереди.

Не очищайте гидротолкатели двигателя М40; оставьте их полностью погруженными в масло.

  1. Снимите скребком с клапанов все осаждения, а затем электрической щеткой удалите с головок и стержней клапанов нагар. Вновь проследите, чтобы компоненты клапанов не были перепутаны.

Проверка состояния

Перед принятием решения о необходимости работ в механической мастерской убедитесь, что выполнены все указанные проверки состояния. Составьте список проверок.

Головка цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Тщательно осмотрите головку на предмет трещин, следов утечки охладителя и других повреждений. При обнаружении трещин обратитесь за консультацией в механическую мастерскую. Если ремонт невозможен, следует приобрести новую головку цилиндров.
  1. С помощью измерителя плоскостности и щупов проверьте наличие искривления уплотняемой прокладкой поверхности головки. Если кривизна превышает предел, приведенный в Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства, то ее возможно отшлифовать в механической мастерской, при условии, что толщина головки не окажется меньше допустимой.
  1. Осмотрите седла клапанов каждой камеры сгорания. Если они имеют значительные вмятины, трещины или прогары, то головка потребует обслуживания, выходящего за пределы возможностей домашней мастерской.
  1. Проверьте зазор между стержнем клапана и направляющей, измерив циферблатным индикатором боковое отклонение стержня. Клапан должен находиться в направляющей и на высоте около 2 мм над седлом. Полное отклонение стержня клапана, измеренное индикатором, следует разделить на два, чтобы получить действительное значение зазора. Если после этого остаются сомнения относительно состояния направляющих клапанов, то их следует проверить в механической мастерской (цена этой услуги минимальна).

Клапаны

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Внимательно проверьте поверхность каждого клапана в поисках неравномерного износа, деформации, трещин, вмятин и зон обгорания. Проверите стержень клапана на предмет истирания, а шейку стержня - на наличие трещин. Повращайте клапан и проверьте наличие заметного искривления. Проверьте наличие на конце стержня вмятин и чрезмерного износа. Наличие любых из этих дефектов указывает на необходимость обслуживания клапанов, как описано в Разделе Обслуживание клапанов.
1 — Конец клапана
2 — Канавка под сухари
3 — Стержень (наиболее изнашиваемая часть)
4 — Стержень (наиболее изнашиваемая часть)
5 — Фаска клапана
6 — Возвышение
  1. Измерьте величину возвышения каждого клапана. Клапан с меньшим, чем требуется, возвышением, подлежит замене

Компоненты клапанов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте износ на концах всех пружин. Перед тем, как решить использовать пружины в восстановленном двигателе, необходимо с помощью специального приспособления проверить их жесткость (для этой проверки отправьте пружины в механическую мастерскую).
  1. Установите каждую пружину на ровную поверхность и проверьте их вертикальность. Если любая из пружин искривлена или перекошена или, возможно, имеет сломанный виток, замените пружины.
  1. Проверьте держатели пружин и сухари на наличие явных следов износа и трещин. Любые подозрительные детали следует заменять, иначе, если они выйдут из строя при работе двигателя, то произойдут значительные повреждения.

Коромысла (двигатели М10, М20 и М30)

Коромысла выпускных клапанов наиболее подвержены износу и их следует проверять с особенной тщательностью.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте коромысла на предмет чрезмерного износа на концах, которые контактируют со стержнем клапана и распределительным валом.
  1. Проверьте радиальный зазор (смотри Раздел Разборка головки цилиндров). Если он слишком велик, то либо втулка коромысла, либо вал (или оба) изношены. Для определения, какой элемент более изношен, сдвиньте на некоторое расстояние коромысло по валу и вновь измерьте радиальный зазор. Если зазор теперь соответствует требованиям, то, вероятно, вал является наиболее изношенным компонентом. Если зазор не соответствует требованиям, то втулки коромысел подлежат замене.

Валы коромысел (двигатели М10, М20 и М30)

Проверьте валы на наличие задиров, чрезмерного износа и других повреждений. Поверхности контакта коромысел с валами должны быть гладкими. Если на границе контакта коромысла с валом имеется уступ, то вал, вероятно, изношен.

Гидротолкатели (двигатель М40)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте наличие износа, задиров и вмятин на толкателях, где они входят в контакт с концами стержней клапанов и пальцами. Если имеется значительный износ толкателей и распределительного вала, то необходимо приобрести новый распределительный вал вместе с толкателями.
  2. Аналогично проверьте гидротолкатели, где они контактируют с колодцами в головке цилиндров, на наличие износа, задиров и вмятин. Иногда гидротолкатели создают при работе шум и требуют замены, и это становится заметным при работе двигателя. Обнаружить внутреннее повреждение или износ гидротолкателя, когда он снят, довольно сложно; в случае сомнений, необходимо установить комплект новых гидротолкателей.

Распределительный вал

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте шейки распределительного вала (круглые поверхности скольжения) и кулачки на наличие задиров, вмятин, сколов и чрезмерного износа. Измерьте микрометром высоту каждого впускного и выпускного кулачка. Сравните высоту всех впускных и выпускных кулачков. Если результаты измерений по всем впускным или выпускным кулачкам отличаются более, чем на 0.08 мм или, если на распределительном вале обнаружены любые признаки износа, то замените распределительный вал.
  2. Проверьте состояние поверхностей подшипников скольжения в головке цилиндров на наличие задиров и других повреждений. Если поверхности подшипников имеют задиры или повреждены, то обычно производят замену головки цилиндров, так как подшипниками являются обработанные поверхности в головке цилиндров.

Механическая мастерская (в особенности, специализирующаяся на BMW) или отделение дилера могут предложить альтернативный замене головки цилиндров вариант, если единственной проблемой являются незначительные царапины поверхностей подшипников распределительного вала.

  1. Измерьте микрометром шейки распределительного вала и запишите результаты измерений.
  1. Телескопическим измерителем или микрометром - нутромером измерьте в головке цилиндров диаметры подшипников распределительного вала (на двигателе М40 предварительно установите крышки подшипников). Для получения величины смазочного зазора из размера шейки распределительного вала вычтите внутренний диаметр соответствующего подшипника. Сравните смазочный зазор со значением, приведенным в Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства. Если он не соответствует, то потребуется новая головка цилиндров и/или новый распределительный вал.

Перед установкой новой головки цилиндров проверьте прежнюю в механической мастерской (особенно, в специализирующейся на BMW). Возможно они смогут ее восстановить.





 



Автомобили марки BMW 5-серии

Двигатель
Процедуры капитального ремонта компонентов двигателя

Система охлаждения
Общая информация об антифризе Проверка работы и замена термостата Снятие и установка радиатора Проверка работы, снятие и установка вентилятора охлаждения двигателя и муфты его привода Проверка работы водяного насоса Снятие и установка водяного насоса Проверка работы и замена датчика измерителя температуры охладителя Диагностика неисправностей системы охлаждения

Система питания
Снятие давления в системе впрыска топлива Проверка давления топлива/топливного насоса Снятие и установка топливного насоса, промежуточного насоса и датчика уровня топлива Ремонт и замена топливных линий и соединителей Снятие и установка топливного бака Общие сведения об очистке и ремонте топливного бака Снятие и установка воздухоочистителя Проверка, регулировка и замена троса акселератора Общие сведения о карбюраторе Снятие и установка карбюратора Очистка и регулировка карбюратора Общие сведения о впрыске топлива Системы впрыска топлива Проверка функционирования системы впрыска топлива Проверка функционирования, снятие и установка измерителя потока воздуха Проверка функционирования, снятие и установка корпуса дросселя Проверка функционирования и замена регулятора давления топлива Проверка функционирования и замена инжектора холодного запуска и температурного выключателя Проверка функционирования и замена топливных инжекторов Проверка функционирования, регулировка и замена воздушного клапана стабилизации холостого хода Поиск неисправностей системы впрыска топлива Диагностика неисправностей системы питания

Система зажигания
Общие сведения о системе зажигания и меры предосторожности Проверка функционирования системы зажигания Проверка функционирования и регулировка момента зажигания (система TCI) Снятие и установка распределителя зажигания Проверка и замена катушки зажигания Проверка и замена датчика импульсов и блока контроля зажигания (система TCI) Проверка и регулировка воздушного зазора (система TCI) Проверка и замена датчиков зажигания (система Motronic)

Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов
Общие сведения о самодиагностике системы управления двигателем Motronic Снятие и установка электронного блока управления (ECU) Информационные датчики Система вентиляции картера (PCV) Система улавливания паров бензина (EVAP)

Система выпуска отработавших газов
Каталитический преобразователь

Сцепление
Описание и проверка сцепления Снятие и установка главного цилиндра сцепления Регулировка педали сцепления Проверка работы и замена выключателя сцепления (где предусмотрен) Снятие и установка исполнительного цилиндра сцепления Прокачка гидравлической системы сцепления Снятие, осмотр и установка компонентов сцепления Диагностика неисправностей сцепления

Ручная коробка переключения передач (РКПП) и автоматическая трансмиссия (АТ)
Автоматическая трансмиссия (АТ)

Трансмиссионная линия
Снятие и установка карданного вала Проверка работы и замена эластичной муфты Проверка и замена центрального подшипника Проверка и замена карданных шарниров Проверка и замена передней центрующей направляющей Замена шарнира равных угловых скоростей карданного вала Снятие и установка приводных валов Проверка и замена ШРУСов и их защитных чехлов Замена боковых сальников картера дифференциала Снятие и установка кожуха дифференциала Замена сальника шестерни

Рулевое управление и подвеска
Передняя подвеска Подвеска задних колес

Тормозная система
Общая информация по антиблокировочной тормозной системе Замена колодок дисковых тормозных механизмов Снятие, капитальный ремонт и установка суппорта дискового тормозного механизма Осмотр, снятие и установка тормозного диска Замена башмаков барабанов тормозных механизмов Снятие и установка главного тормозного цилиндра Проверка состояния, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов Описание, снятие и установка вакуумного гидроусилителя тормозной системы Замена троса (тросов) привода стояночного тормоза Регулировка стояночного тормоза Проверка состояния, снятие и установка сборки стояночного тормоза Регулировка педали тормоза Проверка и регулировка выключателя стоп-сигнала Осмотр и замена тормозных линий и шлангов гидравлической системы тормозов Прокачка гидравлической системы тормозов Диагностика неисправностей тормозной системы

Кузов
Снятие, установка и регулировка капота Снятие и установка бамперов Снятие и установка панели внутренней обшивки дверей Снятие, установка и регулировка двери Снятие, установка и регулировка крышки багажника/двери задка Снятие, установка и регулировка защелки, цилиндра замка и ручек двери Снятие и установка стекла двери Снятие и установка стеклоподъемника двери Снятие и установка наружного зеркала Снятие и установка кожухов рулевой колонки Снятие и установка сидений Проверка ремней безопасности Уход за автомобилем и окраска

Контрольные кузовные размеры

Отопитель и кондиционер воздуха
Снятие, проверка работы и установка отопителя и кондиционера воздуха Снятие и установка блока управления режимами работы отопителя и кондиционера воздуха Снятие и установка теплообменника отопителя Обслуживание кондиционера и меры предосторожности Снятие и установка компрессора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка мотора нагнетателя кондиционера (модели Е28/«ретро») Снятие и установка конденсатора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка аккумулятора/дегидратора системы кондиционирования воздуха Снятие и установка испарителя

Система бортового электрооборудования
Общая информация о поиске неисправностей в электрических цепях Снятие и установка аккумуляторной батареи Проверка состояния и замена проводов батареи Общая информация о предохранителях Общая информация о реле Общие сведения о системе заряда и меры предосторожности при работе с ней Проверка системы заряда Снятие и установка генератора Замена регулятора напряжения Проверка и замена щеток генератора Общие сведения о системе запуска двигателя и меры предосторожности Проверка стартера на автомобиле Снятие и установка стартера Снятие и установка тягового реле Проверка и замена прерывателей указателей поворота и аварийной сигнализации Снятие и установка выключателей на рулевой колонке Снятие и установка замка зажигания Снятие и установка радиоприемника Снятие и установка антенны Снятие и установка компонентов приборного щитка Общая информация о панели сигнальных ламп напоминания о сроке обслуживания (SI) Замена ламп в головных фарах Регулировка луча головных фар Снятие и установка корпуса головной фары Замена ламп Снятие и установка мотора стеклоочистителя ветрового стекла/стекла двери задка Проверка работы и ремонт обогревателя заднего стекла Общая информация о вспомогательной системе безопасности (SRS) Описание и проверка работы системы управления скоростью (темпостата) Описание и проверка работы системы центральной блокировки дверей Описание и проверка работы системы электрических стеклоподъемников Диагностика неисправностей подвески задних колес

Текущее обслуживание автомобиля
Введение Текущий уход Общая информация о настройке Проверка уровней жидкостей Проверка состояния шин и давления в них Замена двигательного масла и масляного фильтра Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля Проверка уровня смазочной жидкости автоматической трансмиссии Ротация колес Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека Проверка состояния, регулировка натяжения и замена приводных ремней Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя и уровня СО Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка Проверка и замена свечей зажигания Проверка и замена свечных ВВ проводов, крышки и бегунка распределителя Проверка уровня масла в ручной коробке переключения передач Проверка уровня смазочной жидкости дифференциала Проверка и регулировка зазоров клапанов Проверка и смазка тяги привода дроссельной заслонки Замена воздушного фильтра Проверка топливной системы Проверка функционирования системы охлаждения Проверка состояния системы выпуска отработавших газов Проверка состояния компонентов подвески и рулевого управления Проверка состояния защитных чехлов приводных валов Проверка тормозной системы Проверка состояния и замена щеток стеклоочистителей Замена трансмиссионной жидкости и фильтра АТ Слив, промывка и заправка системы охлаждения Замена топливного фильтра Замена трансмиссионного масла ручной трансмиссии Замена смазочной жидкости дифференциала Проверка функционирования системы улавливания паров бензина (EVAP) Настройка сигнальной лампы оповещения о наступлении срока планового технического обслуживания (СПТО) Замена распределительного ремня двигателя

Таблица размеров и регулировочных данных

Принципиальные электрические схемы

Органы управления и приемы эксплуатации

Система бортовой диагностики - принцип функционирования и коды неисправностей